Данные литературы, как правило, отражают вопросы оказания медицинской помощи при острых отравлениях бытового плана и при химических авариях, которые можно охарактеризовать как производственные, поскольку по приведенным данным страдают преимущественно рабочие смены, служащие и ликвидаторы.
Между тем, при транспортных авариях в черте города и промышленных химических катастрофах может пострадать население жилых массивов и микрорайонов, как это произошло при катастрофе, происшедшей в 1984 г. в г. Бхопале (Индия), когда из 700 тыс. жителей города пострадало более 200 тыс. человек. Очевидно, очаг поражения СДЯВ аэрогенного типа поражения, накрывший жилой массив, тем более с многоэтажной застройкой, имеет целый ряд особенностей, которые будут существенно влиять на организацию помощи и которые естественно, следует учитывать при планировании и организации ликвидации медицинских последствий такой катастрофы. Такими особенностями следует считать: 1. Основная масса населения жилого массива в зоне очага является неорганизованной (разобщенной) в дневное время и полностью неорганизованной - в ночное. Данный фактор разобщенности населения отрицательно влияет на организацию защиты и оказание медицинской помощи. 2. Население рассредоточено посемейно по отдельно стоящим домам в случаях проживания в частном секторе или по квартирам в многоэтажных жилых зданиях с изолированным и затрудненным доступом внутрь помещений. Следствием данного обстоятельства является прежде всего значительный проигрыш времени при выявлении пострадавших, начала оказания помощи и транспортировки в лечебные учреждения. 3. В структуре пострадавших основную массу в рабочее время в основном составят нетрудоспособные (пожилые лица и дети), которых в процентном отношении существенно больше их удельного веса среди жителей города в целом. 4. Аэродинамические потоки в жилых массивах в силу своих особенностей отличаются от таковых на свободном пространстве, что отрицательно влияет на точность прогноза распространения фронта токсодозы, требует обязательной химической разведки при установлении границ очага и перед вводом людей. При этом в зависимости от вида СДЯВ необходимо учитывать распространение токсиканта не только по горизонтали, но и по вертикали, если он легче воздуха. 5. Различные зоны очага, независимо от уровней токсодозы, будут характеризоваться примерно одинаковой мозаичностью и структурой поражения населения по степени тяжести. Это обусловлено полной неосведомленностью последнего о правилах поведения, способах защиты и оказания первой помощи (само- и взаимопомощь), примерно одинаковым преморбидным фоном, различной степенью защищенностью внутренних помещений в момент опасности. 6. Все вышеперечисленное относится к той зоне очага, когда времени на самостоятельную эвакуацию нет, и жители вынуждены защищаться по месту нахождения. Однако, даже в случаях, когда для эвакуации времени достаточно (1-1,5 часа и более), для значительной части жителей (пожилые, больные, дети без родителей) этот способ защиты недоступен. Эта категория населения также будет вынуждена защищаться на месте. Правда времени для этой цели значительно больше и эффективность защитных мероприятий может быть выше при условии, что они в состоянии их выполнить. 7. В условиях реальной химической аварии задача ликвидации медицинских последствий ее вынужденно реализуется в два этапа: а) локализация источника аварии и оказание помощи пострадавшим в ее зоне с последующими восстановительными работами. б) определение границ химического очага и оказание помощи жителям в зоне жилой застройки по следу распространения фронта токсодозы. 8. Оперативное оцепление зоны очага, санитарно-токсикологическая разведка, погашение панических реакций, защита собственности населения в жилом массиве – проблема, которая также требует своего разрешения. 9. Система оповещения о химической аварии должна включать краткие и четкие рекомендации по защите по месту нахождения жителей в момент аварии. Трансляция для населения по средствам массовой информации должна быть непрерывной до момента ликвидации основных последствий, как это рекомендуется О. Евдиным. 10. Доступ в очаг поражения, где расположены жилые постройки, реально возможен с учетом «фактора времени» только тогда, когда концентрация СДЯВ в воздухе снизится до пороговой. Это время должно быть использовано для мобилизации сил и средств для работы в очаге и развертывания коечного фонда. По нашему мнению другого выхода в настоящее время нет, поскольку ведомственное и государственное здравоохранение не имеет достаточного количества бригад для оказания помощи на догоспитальном этапе, а сами пострадавшие малодоступны или недоступны в своих жилищах. 11. Выявление всех пострадавших в микрорайоне возможно только путем поквартирных и подворных обходов тогда, когда позволит химическая обстановка. Для этого требуется привлечение значительных сил и работников правопорядка. 12. Если позволят время суток и погодные условия, местом работы бригад скорой помощи могут быть дворы и общественные здания внутри микрорайонов, куда пострадавшие самостоятельно или с посторонней помощью могли бы собираться. В местах сбора пострадавших здесь же для этой цели в экстренном порядке территориальными учреждениями здравоохранения должны быть, и могут быть развернуты медпункты для работы, на которых помощь организуется и оказывается силами бригад скорой помощи и их усилением (врачебно-сестринскими бригадами) в известных организационных формах. 13. Плана медицинского обеспечения населения городов (не работающих смен промпредприятий!) на такой вариант обстановки не существует, как не существует и соответствующих методических рекомендаций по планированию, нормативных и правовых документов. Однако, такой план должен быть во всех городских структурах и службах, ответственных за ликвидацию последствий катастроф и стихийных бедствий, основой которого должны быть данные прогноза последствий железнодорожных катастроф, если в черте города имеются железнодорожные станции, с расчетом на максимальную единичную емкость – цистерну с хлором и крупных химических предприятий. Изложенные материалы, носящие преимущественно умозрительный характер, адресованы заинтересованным организациям и лицам как информация к размышлению и обсуждению. Естественно, планирование защиты и медицинского обеспечения указанной категории населения должно базироваться на соответствующих правовых, нормативных и методических документах, для издания и внедрения которых требуется серьезная научная проработка. |