Значительный рост числа природных, техногенных катастроф, терроризм привели к увеличению числа пострадавших нуждающихся в оказании неотложной медицинской помощи. Своевременное и адекватное оказание экстренной медицинской помощи приводит к минимизации числа жертв.
Основную задачу по оказанию экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях различного характера осуществляет государственная служба медицины катастроф. В соответствии с законом Украины про аварийно спасательные службы государственной службы медицины катастроф является одним из видов аварийно-спасательных служб. Что такое медицина катастроф? В настоящее время аварии и катастрофы, различные чрезвычайные происшествия встречаются почти ежедневно. Вследствие этого многие люди получают различные травмы, отравления и нередко погибают. Статистика показывает, что ежегодно в мире гибнет более 2 млн. человек и около 200 тыс. получают повреждения вследствие которых до 10 тыс. становятся инвалидами. Только на Украине ежегодно получают травмы до 70 тыс. человек, из них умирает около 8 тыс.. Среди умерших причинами смерти являются транспортные катастрофы у 8 тыс. человек, пожары у 2 тыс., отравления алкоголем у 9 тыс., другие отравления, в т.ч. грибами у 5 тыс. человек. К сожалению наблюдается большое количество самоубийств – около 14 тыс. человек в год. Кроме того, на Украине проживает 1 млн. 200 тыс. пострадавших от аварий на ЧАЭС. Как известно, предупредить катастрофу полностью невозможно, однако решить вопросы уменьшения количества катастроф, уменьшения количества потерь при них, готовность лечебных учреждений и населения, к оказанию медицинской помощи пострадавшим при них – можно и должно. С этой целью с 1973 года в мире создано новое направление в медицине службы медицины катастроф. Основными задачами ее являются разработка научных и практических вопросов по оказанию медицинской помощи пострадавшим при различных чрезвычайных ситуациях. 14 апреля 1997 года Кабинет Министра Украины принял постановление № 343 «О создании государственной службы медицины катастроф на Украине», а затем 9 декабря 1997 года - № 1379 «Об утверждении мероприятий по развитию государственной службы медицины катастроф на 1996 – 2001 год». Согласно указанных постановлений, в состав медицины катастроф входят все лечебные учреждения, находящиеся на территории области, независимо от их подчинения. Это – областные медицинские учреждения, медицинская служба Министерства обороны, транспорта, Внутренних Дел. Организация и руководство службы медицины катастроф возлагается на Министерство здравоохранения, в масштабы республики и на управление здравоохранения Облгосадминистрации на территории области. Проблемы МК Украины
Наиболее характерные недостатки в организации и качестве оказания медицинской помощи при массовых поражениях следующие: 1. Многих пострадавших практически без оказания им медицинской помощи, в том числе и по неотложным показаниям, просто перевозят в .ближайшие лечебные учреждения (13,34,35); 2. Пострадавшие с места происшествия эвакуируются в ЛПУ, как правило, без оказания медицинской помощи, 3. Помощь оказывается в порядке очередности без предшествующей медицинской сортировки или она носит формальный характер, что не обеспечивает своевременного лечения раненых с тяжелыми травмами и рационального использования сил и средств медицинской службы (16,30); 4. Медицинская помощь пострадавшим оказывается без медицинской сортировки, предусматривающей ее очередность; 5. Обследование и лечение пострадавших на догоспитальном этапе проводятся по расширенной программе, тем самым необоснованно задерживается эвакуация, а, следовательно, оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи (5,33); 6. Врачи па первом этапе необоснованно, под час, расширяют объемы медицинской помощи в ущерб ожидающим её; 7. Пораженные необоснованно длительно задерживаются на догоспитальном этапе, что отодвигает сроки оказания КМП и СМИ; 8. Во время эвакуации не всегда предусматриваются меры, направленные на поддержание жизненно важных функций организма раненых, что приводит к утяжелению их состояния и даже гибели (16, 20); 9. мероприятия по поддержанию жизненно важных функций не проводятся во время эвакуации; 10. Не ведется краткой и четкой медицинской документации, обеспечивающей последовательность и преемственность при лечении и звакуации пострадавших; 11. Нет единой документации на пораженных, обеспечивающей преемственность при ее эшелонировании; 12. Медицинские пункты, бригады скорой медицинской помощи и специализированные лечебные учреждения не всегда располагают необходимым материально-техническим оснащением, особенно обезболивающими препаратами, инфузионными средствами, шовным материалом, аппаратами искусственной вентиляции легких современными лабораторными комплексами и др. (7, 14, 32); 13. Недостаточно материально-техническое оснащение медицинских формирований работающих в очаге: 14. Недостаточная подготовка медицинского персонала, спасателей и населения по оказанию неотложной медицинской помощи, 15. Допускаются ошибки при хирургической обработке и последующем лечении ран. Раны ушиваются наглухо при наличии в них некротических тканей и инородных тел. 16. Дренирование и постоянное проточное орошение не осуществляются должным образом (2, 27, 31); 17. Не проводятся необходимые диагностические исследования, в частности лапароцентез, пробы на продолжающееся внутреннее кровотечение, в результате чего необоснованно расширяются показания для лапаротомии и торакотомии (1); 18. Не придается должного значения антибактериальной терапии, не проводится идентификация микрофлоры и ее тестирование на чувствительность к антибиотикам, хотя известно, что многие виды местной микрофлоры не восприимчивы к используемым препаратам (3,7,26). 19. Нечеткость распределения функций и взаимоотношений между руководителями по ликвидации ЧС. 20. Отсутствие или недостаточная обратная связь методу руководителями и исполнителями. (Лучшие результаты ликвидации последствий при централизованном руководстве, хотя необходима автономность децентр. руковод.) 21. Отсутствие единой, унифицированной, технически оснащенной диспетчерской и информационно-справочной системы (ИСС). (Современные средства связи и обратной информации). 22. Недостаточная обеспеченность ресурсами (техническими, перевязочными материалами, средствами иммобилизации и т.д.), особенно на 1-м этапе (вначале) ликвидации катастрофы. Все эти недостатки свидетельствуют о серьезных пробелах как в организации помощи пострадавшим при массовых поражениях, так и в подготовке кадров. Представляется целесообразным выделить несколько основных уровней подготовки по оказанию неотложной помощи при различных чрезвычайных ситуациях: 1. Подготовка населения или хотя бы подавляющая его часть – должна осуществляться в учебных заведениях различного уровня при этом в зависимости от уровня должны быть дифференцированные программы и различный объем подготовки. 2. Контингенты работающие в условиях повышенной травмоопасноти - водители транспортных средств – их подготовка по оказанию неотложной медицинской помощи должна осуществляться при обучении на получение водительских травм в автоклубах и автошколах, а так же при прохождении техосмотра. - существуют программы определяющие объем и характер обучения, однако они практически не выполняются - лица работающие в условиях опасности поражения электрическим током. Существуют программы ПТЭ и ПТБ в электроустановках включающие разделы оказания экстренной медицинской помощи, однако подготовка в этом направлении так же осуществляется не достаточно. 3. Специальные контингенты, которые могут быть отнесены к контингентам парамедиков: аварийно-спасательная служба, милиция и ГАИ, пожарные службы их подготовка должна осуществляться по специальным программам в достаточно большом объеме. Особенно учитывая то обстоятельство, что служба 02 в настоящее время является основной спасательной службой МЧС Украины. 4. Непосредственная подготовка медицинских кадров в системе государственной службы медицины катастроф Украины. В эту систему так же следует отнести несколько разделов. 4.1. Подготовка младших медицинских работников (фельдшеров скорой) помощи оказывающих непосредственную помощи при травмах, авариях и катастрофах. 4.2. Подготовка по оказанию неотложной помощи и медицине катастроф врачей различного профиля – врачей общей практики, семейных врачей которые могут быть привлечены для оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. 4.3. Врачи непосредственно осуществляющие деятельность в структуре государственной службы медицины катастроф – бригады постоянной готовности первой и второй очереди. Каждый из этих уровней подготовки предполагает наличие следующих основных моментов. - соответствующим образом подготовленных преподавателей; - учебно-методических руководств; - дополняющий обучающий материал (таблицы, видеофильмы, компьютерные программы). - оборудование и оснащение обучение пользованием которым предполагается (шины, индивидуальные перевязочные пакеты, воздуховоды, жгуты и т.д.) - тренажеры, желательно компьютеризированные – современного уровня для отработки практических навыков. При подготовке программ и руководств для каждого из уровней необходимо иметь стандарты подготовки и протоколы (алгоритмы) действий на каждом из уровней. Кафедра медицины неотложных состояний, медицины катастроф и военной медицины имеет определенный опыт подготовки различных контингентов. Была разработана программа и проведено обучение Харьковской областной аварийно-спасательной службы, фельдшеров скорой медицинской помощи, врачей различного профиля, врачей бригад постоянной готовности первой и второй очереди. Однако лишь это первые шаги. Как вы видите из приведенных нами данных для решения всех задач подготовки в области оказания неотложной медицинской помощи и медицины катастроф требуется создание государственной программы обеспечивающей взаимодействие в этом направлении Министерств образования, здравоохранения и по чрезвычайным ситуациям. Она должна включать в себя разработку и печатанье руководств, выпуск дополнительных учебных материалов, создание тренажеров. Опыт в этом направлении имеется как на Украине так и в странах СНГ. Мы не можем изменить мир, но можем сделать его безопасным. |