Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Я поднялся на холм,
Полон грусти, - и что же:
Там шиповник в цвету!

Медицинские и психологические подходы к разработке системы профилактики техногенных катастроф
Написав В.Б. Давыдов, И.З. Яковцов, Е.Я. Николенко; г. Харьков   

В общей структуре аварий и катастроф ведущее место по частоте и одно из ведущих по тяжести последствий принадлежит техногенным.
Причины техногенных катастроф заключаются

в сложных взаимоотношениях в системе «Человек – машина – среда». В этой системе одним из слабейших звеньев является человеческий фактор.
Таким образом, неправильные действия оператора или его неспособность к их осуществлению могут явиться непосредственно причиной аварии.
В связи с этим возникает необходимость создания системы медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности лиц, выполняющих сложные операторские функции.
К этой категории мы относим, в первую очередь, работников транспорта (машинисты и диспетчеры железнодорожного транспорта и метрополитена, летный состав и диспетчеры авиации), персонал АЭС и целый ряд других профессий.
Это многозвеньевая система, предназначенная для долгосрочного и оперативного прогнозирования здоровья и работоспособности операторов и восстановления их устойчивости.
Данная система включает отбор кандидатов, годных по состоянию здоровью и психофизиологическим качествам к операторской работе, очередные (периодические) и внеочередные медицинские осмотры, предрейсовый медицинский контроль, проведение реабилитационных мероприятий.
Наиболее перспективной основой медицинского контроля на современном этапе является концепция профессионального здоровья операторов, выдвинутая специалистами авиационной медицины. Главным в этой концепции является функциональный подход к оценке резервных возможностей организма и их восстановлению, при необходимости до уровня, обеспечивающего надежное выполнение профессиональных обязанностей.
В Харьковском метрополитене в течении более чем 10 лет проводится разработка системы медико-психологического обеспечения безопасности движения и ее технического обслуживания. В этой комплексной работе принимают участие наряду с ХМАПО, НИИ радиотехнических измерений, Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта.
В данном сообщении мы остановимся лишь на одном аспекте данной работы – профессиональном отборе. При его проведении решаются две задачи. Во-первых, оценивается уровень соматического здоровья оператора и его физиологический статус. Эта задача сводится к поиску патологических отклонений в организме, результаты которого позволяют поставить диагноз той или иной патологии делающей невозможным осуществление профессиональной деятельности, или отслеживать динамику и корригировать эти отклонения путем превентивного лечения. Во-вторых, дается оценка функционального состояния как показателя работоспособности. В этом случае оцениваются психофизиологические показатели и константы, определяющие успешность профессиональной деятельности.
Для решения второй задачи в Харьковском метрополитене было проведено психофизиологическое обследование машинистов, работников ЕДЦУ и дежурных по станции с путевым развитием с использованием автоматизированного диагностического комплекса.
Цель исследования – получение психофизиологических характеристик, наработка нормативной базы для оценки профессиональной психофизиологической пригодности обследуемых.
В комплекс обследования вошли психофизиологические характеристики, рекомендованные для проведения профотбора на профессии, связанные с управлением подземным транспортом Приказом Минздрава и Государственного Комитета по надзору за охраной труда № 263/121.
Исследовались психофизиологические характеристики: сенсомоторные реакции, устойчивость внимания, скорость переключения внимания, память зрительная и слуховая, стрессоустойчивость, утомление, способность принимать решения и действовать в экстремальных условиях.
В обследование включено 117 машинистов и помощников машинистов, 38 диспетчеров ЕДЦУ и 52 дежурных по станциям.
По результатам психофизиологического тестирования все обследованные были разделены на 3 группы: профессионально пригодны, условно профессионально пригодны, профессионально непригодны.
В дальнейшем в проспективном исследовании была осуществлена проверка правильности распределения обследованных лиц по группам. Для этой цели использовались такие показатели, как информация о поощрениях и наказаниях испытуемых, динамика повышения классности машиниста (т.е. интервалы пребывания с тем или иным показателем классности, как показатель скорости роста профессионального качества машиниста). Именно этот показатель использован нами в качестве основного объективного показателя успешности профессиональной деятельности. Кроме того, использовались показатели экспертной оценки успешности каждого из испытуемых.
В результате были разработаны методы выделения групп испытуемых на основе объективных показателей успешности их трудовой деятельности. Для решения этой задачи предложено использовать методы многомерной статистической классификации. Учтена возможность сочетания объективной информации по профуспешности и информации, полученной по экспертным опросам.
Таким образом, были разработаны и опробированы методы и подходы к профессиональному психофизиологическому отбору лиц осуществляющих операторскую деятельность, подтверждена объективность их, выработаны методические подходы для определения систем профессионального отбора других групп, деятельность которых связана с высоким психоэмоциональным напряжением. В частности, они могут быть применены для профессионального отбора спасателей, диспетчеров скорой медицинской помощи, а также некоторых других групп лиц, оказывающих, координирующих и организующих оказание экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.