Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

О, с какой тоской
Птица из клетки глядит
На полет мотылька!

Опыт работы спасательных формирований медицины катастроф Луганской области
Написав Ю.А. Хунов, В.И. Померанцев, И.Ф. Вольный, М.В. Болотских, М.А. Иванкин, М.В. Величко, В.В. Ретюнских; г. Луганск, Донецк   

Обобщая опыт организации работы спасательных медицинских формирований догоспитального этапа при чрезвычайных происшествиях глобального масштаба (авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении и др.), территориального масштаба (шахтные аварии, техногенные и другие катастрофы) с массовым количеством пострадавших, необходимо отметить, что

 одним из решающих факторов, определяющих результаты ликвидации медико-санитарных последствий в очагах чрезвычайных происшествий (ЧП), является обоснованно построенная система оповещения и сбора спасательных формирований, адаптированная к условиям и особенностям каждого конкретного региона.
Анализ существующей системы оповещения органов и учреждений здравоохранения о ЧП в Луганской области (вероятно и других областях) свидетельствует о ее несовершенстве как в схеме прохождения информации, так и в очередности ее получения. Это является следствием ведомственной разобщенности органов, входящих в систему Министерства чрезвычайных ситуаций, а также отсутствием единого подхода и единой лекарственной доктрины организации службы/системы «Медицина катастроф». Терминология во многом определяет успех той или иной задачи и результата ее решения. Не зная или не понимая глубинного смысла каждого прочитанного слова - трудно определиться в принятии правильного управленческого решения, тем более в экстремальной ситуации. На обсуждение выносится вопрос: «Кто мы? - «скоропомощники», «экстремальная медицина или медицина катастроф» Вероятно, и то, и другое! Даже в «мирное» время (в обыденной работе) служба «скорой» круглосуточно и «всепогодно» действует в экстремальных обстоятельствах. Любая катастрофа - «скорая» вперед. Вероятно, что при возникновении ЧП мы, все же, – медицина катастроф.
В системе Государственной служби медицины катастроф Украины в настоящее время наиболее подготовленными, оснащенными и мобильными подвижными спасательными формированиями догоспитального этапа являются бригады службы скооой медицинской помощи (БСМП) и реанимационно-противошоковые группы (РПГ) Государственной военизированной горноспасательной службы (ГВГСС). Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 14.04.97 г. №343 «О создании государственной службы меиицины катастроф» и приказа Министра здравоохранения Украины от 20.11.97 г. №334 по данному вопросу – БСМП, видимо и РПГ, выполняют в чрезвычайных ситуациях (независимо от вида или профиля бригады) функции специализированнык бригад постоянной готовности первой очереди территориального уровня.
В существующей системе на службу СМП возложена функция и схема оповещения и сбора руководящего состава органов и учреждений здравоохранения, что неприемлемо в экстремальной обстановке, отвлекает медицинские силы первой очереди постоянной готовности от непосредственной работы в очаге ЧП. Служба СМП областных центров пока единственная в системе медицины катастроф территориального уровня имеет в круглосуточно работающей центральной диспетчерской старшего дежурного медработника, специально подготовленного по вопросам организации работы при возникновении ЧП и способного принять объективное управленческое решение. Это подтвердил опыт ликвидации медико-санитарных последствий таких ЧП как «Луганский трамвай» (1994 г.), «Фейерверк на эстакаде» (1997 г.), многочисленных дорожно-транспортных и техногенных происшествий с большим количеством пострадавших в регионе г. Луганска. Вместе с тем, изучение вышеприведенных случаев шахтных и других аварий показывает, что отделение экстренной консультативной помощи ЛОКБ (санавиация), на которое возложена функция информации о ЧП, срабатывает по оповещению с опозданием, особенно в ночное время и выходные дни, так как средний дежурный медперсонал не имеет соответствующей подготовки, не принимает самостоятельно решений и ждет распоряжений вышестоящего руководства. Видимо, рациональнее использовать санавиацию для оповещения и сбора бригад постоянной готовности второй очереди («бригад усиления») и подготовки госпитальной базы к приему пострадавших.
Немаловажное значение имеют также оперативность сбора персонала «бригад усиления», их дополнительное оснащение медикаментами и аппаратурой. В этих вопросах пока имеются весьма серьезные недостатки.
Особо важное значение в настоящее время приобрела проблема обеспечения медицинских спасателей санитарным транспортом, достаточно проходимым в условиях бездорожья, оснащенным современной медицинской аппаратурой и изделиями медицинского назначения для оказания полного объема экстренной медицинской помощи как на месте происшествия, так и во время длительных транспортировок пострадавших. В Луганско-Донецком регионе имеются многолетние практические наработки по созданию современной многофункциональной дыхательной, наркозной и другой портативной аппаратуры, а также оборудования для различного типа автомобилей используемых в этих целях.
В вопросах рационального управления действиями медицинских спасателей положительно проявил себя созданный на Луганской ССМП «Алгоритм компьютерного управления спасательными формированиями в очагах чрезвычайных происшествий с массовым количеством пострадавших». Программа алгоритма легко адаптируется к различным очагам ЧП и может использоваться как в органах оперативного управления, так и в бортовом применении на месте происшествия.