Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...

Некоторые вопросы подготовки семейного врача
Написав Е.И. Шапкин, Л.Н. Патока, В.Е. Шапкин; г. Харьков   

Последние три года характеризуются постоянным и значительным расширением службы семейного врача. Так, в Харьковской области, где начали заниматься этой проблемой в числе первых, отмечается положительная динамика в расширении этой службы. Первые врачи общей практики – семейной медицины в г. Харькове начали свою работу в 1998 году, а к концу 2001 г. их уже было 78.

Особенно важным, по нашему мнению, является расширение этой службы в сельской местности, где уже имеется 54 врачебные амбулатории.
По темпам расширения службы это один из лучших показателей на Украине.
Большое значение в подготовке семейного врача призваны сыграть организуемые в мединститутах и учреждениях постдипломного образования кафедры общей практики – семейной медицины. Возрастающее значение этой службы привело к организации в ХМАПО факультета общей практики – семейной медицины. Это создает преемственность в подготовке семейного врача на углубленное изучение конкретных задач в его будущей профессиональной деятельности начиная со студенческой скамьи.
Дальнейшее расширение этой службы, рост материально-технических возможностей и соответствующая подготовка медицинского персонала должны привести к реальному разделению службы скорой и неотложной медицинской помощи. Последняя все больше будет оказываться врачами поликлинического звена (семейными врачами).
Среди большого объема функциональных обязанностей и реальной работы семейного врача неотложные состояния будут занимать весомое место.
Семейный врач должен будет уметь диагностировать, оказать экстренную медицинскую помощь и транспортировать в специализированные стационары больных и потерпевших с такими наиболее частыми неотложными состояниями:
1. Острая сердечная недостаточность (остановка сердца, сердечная астма, отек легких), острая сосудистая недостаточность (обмороки, коллапс), острые нарушения сердечного ритма и проводимости, кризы (гипертонические и гипотонические) и нарушения мозгового кровообращения, боли в области сердца и инфаркт миокарда, кардиогенный шок.
2. Острая дыхательная недостаточность, внезапная остановка дыхания, тромбоэмболия легочной артерии, астматический статус, острый стеноз дыхательных путей (круп), пневмо-, гидро-, гемоторакс, кровохарканье и легочное кровотечение, гипоксическая кома.
3. Печеночная кома.
4. Острая почечная недостаточность, уремическая кома, эклампсия
5. Комы при сахарном диабете.
6. Тиреотоксический криз
7. Острая надпочечниковая недостаточность.
8. Острые аллергические состояния (анафилактический шок, крапивница, отек Квинке и др.).
9. Мозговой инсульт, динамическое нарушение мозгового кровообращения, отек мозга.
10. Алкогольная кома, острый психоз, психомоторное возбуждение, судорожные состояния, эпилептический статус.
11. Почечная колика и острая задержка мочи.
12. Острые хирургические заболевания и травмы органов живота, желудочно-кишечные кровотечения; переломы и вывихи, черепно-мозговая травма.
13. Термические и химические ожоги, отморожение, утопление, поражение электрическим током и токсическими веществами.
Для выполнения этой части работы необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение, и важной составляющей является специальная подготовка врача по скорой и неотложной медицинской помощи ("медицине неотложных состояний").
Широкий круг медицинских проблем, с которыми придется сталкиваться семейному врачу, будет включать неотложные состояния при различных заболеваниях, травмах и отравлениях. Это требует соответствующей подготовки врачей и среднего медицинского персонала для оказания такой помощи. Поэтому нам представляется целесообразным включить в программу подготовки интернов и первичной специализации врачей по общей практике – семейной медицине изучение вопросов "медицины неотложных состояний" в таком объеме, который предусмотрен программой тематического усовершенствования или предаттестационного цикла по этой специальности. Кроме этого, при обучении интернов или курсантов на смежных кафедрах постоянно должно уделяться внимание изучению неотложных состояний в клинике этих болезней, отработке практических навыков (проведение инфузионной терапии, венесекция, трахеостомия, коникотомия, ИВЛ, сердечно-легочная реанимация и др.).
Целесообразность такого подхода обусловлена универсальностью данной специальности и в значительной мере условиями работы врача. Семейный врач нередко будет выступать в роли врача скорой и неотложной медицинской помощи, так как разделение этих обязанностей в условиях реальной ситуации будет затруднено. Еще большее значение это имеет для врача, который будет работать в сельской местности, где возможность получить в экстренных ситуациях консультацию или помощь других специалистов ограничена.
Одновременное обучения на факультете общей практики – семейной медицины ХМАПО и медсестер позволит в значительной мере повысить их профессиональную подготовку в свете современных достижений медицины и уровня технической обеспеченности. Все это в итоге должно привести к максимально эффективной работе врача и медсестры.
При изучении вопросов медицины неотложных состояний важное значение имеет наличие соответствующей материально-технической базы: медицинский инструментарий, диагностическая аппаратура, тренажеры для интубации и проведения сердечно-легочной реанимации, дыхательная аппаратура и другое оборудование. Необходимо иметь учебно-методические пособия и по медицине неотложных состояний. Наиболее оптимальным вариантом было бы наличие официально принятых инструкций-указаний по оказанию и объему медицинской помощи на догоспитальном этапе при различных неотложных состояниях.
Важным, на наш взгляд, является включение в подготовку семейного врача вопросов медицинской психологии, знание которых позволит им дополнить медикаментозную коррекцию, в том числе и неотложных состояний психотерапевтическими приемами. В частности, представляет интерес овладение врачами общей практики искусством определения психологических типов больных и их темпераментальных способностей. В условиях достаточно динамичных ситуаций, когда невозможно применение тестов-опросников и длительных бесед с больными, наиболее приемлемой является не столько классическая типология темпераментов (безудержный, живой, инертный, слабый), сколько конституционально-типологическая концепция темпераментов Э. Кречмера (шизотим, циклотим, иксотим), в том числе и ее дальнейшее развитие в виде типологии У. Шелдона (висцеротоник, соматотоник, церебротоник). Данные концепции позволяют достаточно быстро определять темпераментальные особенности больных исходя из конституциональных особенностей. Исходя из связи между данными видами темперамента и видами психологических реакций больных в условиях неотложных ситуаций врачу легче будет определиться с методами психотерапевтической помощи. Представляет интерес определение видов акцентуаций личностей больных (эпилептоидный, аффективный, истероидный и др.), которые достаточно ярко проявляются прежде всего в критических ситуациях и должны накладывать отпечаток на применяемые психотерапевтические методики. Определение общего типа характера (оральный, компульсивный, генитальный, ригидный) должно помочь определить общие подходы психотерапевтической тактики врача.
Все перечисленные вопросы играют важную роль в практической деятельности семейного врача и учет этого в учебном процессе, несомненно, будет играть положительную роль.