Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Нарушителями правил дорожного движения не рождаются - ими умирают!

К методике преподавания врачам линейной службы скорой помощи вопросов догоспитальной диагностики и лечения при угрожающих состояниях у детей
Написав В.М. Савво, С.Е. Лупальцева, Н.В. Ананьева, И.З. Коренева, Н.И. Мамалуй, Л.П. Киселева, Т.А. Филонова; г. Харьков   

Кафедрой педиатрии ХМАПО разработана программа цикла тематического усовершенствования «Актуальные вопросы педиатрии» для специалистов неотложной медицинской помощи. Основной целью обучения на цикле является расширение и закрепление базовых знаний врачей скорой помощи в вопросах оказания экстренной догоспитальной помощи детям.

К приоритетным задачам отнесены совершенствование умений и навыков как в вопросах ранней диагностики, так и проведении неотложных мероприятий при основных жизнеугрожающих состояниях в педиатрии. При этом анатомо-физиологические особенности детского возраста рассматриваются в преломлении их значения как предрасполагающих к развитию критических состояний, обусловливающих своеобразие клинических проявлений и, нередко, прогноз заболевания. На занятиях также отрабатываются деонтологические и психологические аспекты общения врача линейной службы с больным ребенком и его родственниками. Угрожающие состояния у детей (УС) характеризуются декомпенсацией жизненно важных функций организма ребенка или непосредственной опасностью ее возникновения (функций дыхания, кровообращения, микроциркуляции, центральной и вегетативной нервной регуляции, выделительных систем). Чем тяжелее УС, тем в более экстренной медицинской помощи нуждается больной. Причем, врач-курсант ориентируется в качестве ближайшей задачи не столько на окончательную ликвидацию патологического процесса, но коррекцию восстановительных адаптивных механизмов. На практических занятиях предусмотрено овладение навыками установления групп риска летального исхода:
1. С возможностью летального исхода в течение десятка минут;
2. В течение нескольких часов или суток;
3. При экстренной, угрожающей жизни ситуации.
В соответствии с особенностями педиатрической практики, в первой группе риска рассматривают синдром внезапной смерти, обусловленный патологическими реакциями на фоне органической патологии или вегетативных и эндокринных дисфункций, метаболических нарушений в организме, проявляющихся чаще патологическими апноэ, развитием тахиаритмий, асистолий, вегетативных кризов. Обращается внимание на возросший в современной структуре детской смертности удельный вес острой асфиксии вследствие аспирации, инородного тела гортани, трахеи, несчастных случаев; на важность учета в дифференциальной диагностике шоковых состояний у детей анафилактических реакций в связи с медикаментозной, пищевой аллергией или поствакцинальными реакциями. Во второй группе риска рассматривают тактику врача линейной бригады при декомпенсированном шоке любой этиологии, различных комах, тяжелом приступе бронхиальной астмы Ш ст.; отмечают участившиеся в современных условиях случаи бронхоспазма и бронхиальной обструкции у детей, на фоне экологического неблагополучия, нарастающей полисенсибилизации, частоты эндокринопатий и дисплазий, патологии сурфактантной системы и распространенности атипичной микрофлоры. В третьей группе риска рассматривают вопросы ранней диагностики и экстренной помощи при острых отравлениях (особенно актуально в детском возрасте при халатном отношении родителей к хранению медикаментов, бытовых химических средств), при детских инфекционных заболеваниях, при тяжелых вариантах гипертермии, геморрагической сыпи, кетоацидоза, кровотечений различной этиологии. В учебной программе цикла предусмотрены также современные вопросы медицинской помощи при токсикоманиях, отравлении наркотиками и алкоголем у детей из асоциальных семей. План практических занятий включает совершенствование навыков по проведению первичных реанимационных мероприятий, в соответствии с алгоритмом последовательности действий врача при выведении больного из критического состояния (принципы этапной помощи по П. Сафару). Проведение указанного цикла будет способствовать росту профессионализма и уверенности врача скорой помощи в экстренных ситуациях педиатрической практики.