Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...

Медицинские и социальные аспекты детского травматизма
Написав Т.Л. Цехмистро, В.А. Пенской , Ж.Г. Плохих, А.Н. Рубан; г. Харьков   

Проблема травматизма среди детей привлекает к себе внимание в большинстве развитых стран, поскольку от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний.

В США, по данным за 1999 год, первое место среди причин смерти детей в возрасте от 1 до 18 лет занимает травма.
Бытовые и транспортные травмы, а также несчастные случаи на воде составляют 65,6% всего детского травматизма. На долю этих видов травматизма приходится 97% всех смертельных исходов (Долецкий С. Л.).
Угрожающе звучат цифры детского травматизма в Москве, а тем более по России в целом. Ежегодно - 1200-1300 детей получают тяжелые повреждения, при этом двое из пяти сбитых автотранспортом, становятся инвалидами ( Немсадзе В.П.,2000г.).
Уровень травматизма в Украине превышает европейский уровень вдвое. Травма в г. Киеве является третьей причиной смерти его жителей.
За 9 месяцев 2001 года в Киеве травмировано 26396 детей (131 случай на 1000 детей) из них 31 ребенок погиб (Макомели Р.Н.,2001г.).
Факторы, определяющие уровень детского дорожного травматизма и тяжесть его медицинских последствий, различаются в отдельных регионах нашей страны.
В настоящем сообщении мы представляем результаты анализа детского травматизма, проведенного по материалам Харьковской ССМП, всего 13726 наблюдений.
В г. Харькове, где имеет место снижение детской популяции, по данным ХССМП зарегистрировано в 1999 году 38 обращений на 1000 детского населения, в 2000 году произошло увеличение в два раза - 78 случаев, и 84 обращения в 2001 году.
Травматизм юных харьковчан стал серьезной социально-экономической проблемой, связанной прежде всего с возросшим уровнем урбанизации: увеличением высотности зданий, увеличением скорости и плотности транспортных потоков, с прямыми и фактическими экономическими потерями.
Среди всех несчастных случаев, когда имело место обращение за скорой помощью детского населения, травматизм составил до 4013 выездов в 1999 году и 4773 в 2001 году. Госпитализация травмированных детей осуществляется в 87% случаев. Основной поток пострадавших был доставлен в следующие специализированные стационары: ХГКБСНП – 5639 (43,2%), ОДКБ-1 – 4498 (34,6%), ОКТБ – 1464 (11,2%) и травматологические пункты города – 1452 (11,1%).
Основным поводом для госпитализации среди несчастных случаев являлись: скелетная травма 97%, ЧМТ — 95%, повреждения органов брюшной полости и грудной клетки - 100%, повреждение мягких тканей - 84%.
Частота различных видов повреждений претерпела изменения за последние четыре года:
- повреждения внутренних органов выросли практически в 2 раза – 2001 г. – 3,7% (1999 1,9%);
- отмечен рост в 3 раза травматической ампутации конечностей.
Имеет место снижение обращений по поводу ран на 4% и размозжений на З,3%. Частота различных видов повреждений у детей и локализации травм пострадавших представлены в таблицах 1 и 2.

Табл. 1

Локализация травм у детей при различных видах травматизма

Табл.1

Табл.2

Частота различных видов повреждений у детей

Табл.2

В структуре детского травматизма в нашем городе на первом месте находится уличный (49%), бытовой (39%), школьный (3,35%), дорожно-транспортный (3,0%), спортивный (2,8%) и криминальный (2,85%).
По нашим данным, 70% травм дети получили во второй половине дня. Наиболее опасным для детей является вечернее время с 16 часов (12%) до 22 часов (7%) Среди пострадавших детей основную массу составили дети дошкольного и школьного возраста – 87%. Детский травматизм имеет ярко выраженную сезонность; колебания поступивших вызовов весной (март –май) – 30,3%, летом (июнь – август) – 27,8%, осенью (сентябрь –ноябрь) – 22,4%, зимой (декабрь – февраль) – 19, 5% .
Наибольшее число травм с детьми происходит в апреле – 11,1% и мае – 9,7%. Это объясняется возрастающей двигательной активностью детей после зимы. Второй всплеск травматизма приходится на август – 10% и сентябрь – 9,6 %, что можно объяснить возвращением детей в город после летнего отдыха в условия повышенной опасности; автомобильные потоки, лестницы, лифты, люки...
Настораживают цифры школьного травматизма – 3,35 % .происходящего чаще всего на переменах и уроках физкультуры.
Криминальный травматизм – 2,8%, напрямую связан с состоянием современного общества: выраженная агрессивность и социальный негативизм значительной части населения, рост детской беспризорности, отсутствие должного контроля за боевыми видами спорта, досугом детей и так далее.
При анализе детского дорожного травматизма выявлено, что "группу риска" составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в апреле - мае и сентябре. Наиболее опасным для детей является вечернее время, «пик аварийности». Более 30% пострадавших наблюдалось с 16 до 21 часа (14%) .
В последние годы отмечается довольно устойчивая тенденция от 20 до 27% к росту абсолютного числа пострадавших детей, при том, что численность детского населения в городе снижается. Необходимо отметить, что увеличивается также и количество тяжелых травм. Учитывая динамику детского травматизма, увеличение транспортных потоков, рост безнадзорных детей в последние годы можно прогнозировать рост числа пострадавших в ДТП в пределах 3-8% ежегодно.
Из детей, пострадавших в ДТП и госпитализированных в стационар, 85,6% были пешеходами, 14,1% пассажирами потерпевших аварию автомобилей в момент столкновения транспортных средств. Три четверти детей травмированы легковыми автомобилями и грузовым транспортом. У пострадавших превалировали закрытые сочетанные травмы головы и опорно-двигательного аппарата.
Более 90% пострадавших детей доставлены с места происшествия бригадами СМП в отделение политравмы ХГКБСНП. Остальные дети были доставлены попутным транспортом, в связи с чем первая медицинская помощь не оказывалась или была оказана в неполном объеме. Непосредственно на месте происшествия погибло 10 пострадавших, в процессе транспортировки умерших детей не было. Только 6,9% детей на догоспитальном этапе обеспечивались специализированными бригадами. Госпитализировано 61,2% пострадавших в состоянии средней тяжести, 20,2% в тяжелом, 9,3% в крайне тяжелом состоянии.
Лечение на догоспитальном этапе было проведено в полном объеме 82,4% пострадавших. Наиболее часто сокращение необходимого объема медицинской помощи выявлялось в части инфузионной терапии, обезболивания и иммобилизации. По нашему мнению, в основе необоснованного отказа от выполнения необходимых мероприятий лежит скудность табельного оснащения бригад скорой помощи.

Травмы черепа и мозга – наиболее частый и прогрессирующий вид повреждения в детском возрасте. По нашим данным, ЧМТ наблюдается у 47,3% от общего числа детей с травмами, требующими лечения в стационаре.
Тенденция к увеличению числа тяжелых форм изолированной и сочетанной ЧМТ, которая у каждого второго ребенка сопровождается травмой других органов и систем, вывела в последние годы данный вид повреждения на первое место в структуре причин летальных исходов и тяжелых последствий у выживших детей.
Изолированная ЧМТ более чем в 2/3 случаев обусловлена бытовым травматизмом, сочетанная ЧМТ преимущественно связана с автодорожными происшествиями и падением с высоты. Следовательно, ЧМТ у детей является одной из актуальным проблем, имеющих большое социальное значение.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ребенок в условиях современного общества с момента рождения находится в окружении травмоопасных ситуаций. Чем младше ребенок, тем выше личная ответственность взрослых за предупреждение возможных повреждений его здоровья.

Выводы.

1. Необходимо создать с помощью педагогов и социальных психологов системы прогнозирования травмоопасных ситуаций, так как наиболее эффективным профилактическим средством против детского травматизма является развитие у ребенка способности прогнозировать травмопасные ситуации и анализировать складывающуюся вокруг него ситуацию, прогнозировать ее.
2. Только совместная деятельность административных органов, учреждений здравоохранения и образования, сотрудников ГАИ и социологических служб способна сдерживать рост детского травматизма. Необходимо вернуться к традиционным мерам профилактики – лекции для родителей; основы безопасности движения в виде месячников, проводимых среди школьников перед началом и после летних каникул; обязать педиатров и семейных врачей при посещении на дому, обращать внимание родителей на травмобезопасную обстановку в квартире и разработать новые эффективные в современных конкретных условиях организации транспортных потоков.
3. С целью эффективного решения проблемы детского травматизма целесообразно создание межведомственного организационно-методического центра или комиссии, основной функцией которых явилась бы координация работы по снижению тяжести медицинских последствий дорожно-траспортных происшествий.