Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка.

Этапы совершенствования организационно-методической работы и роли информационного обеспечения управления в деятельности больницы скорой и неотложной помощи
Написав Л.Ф. Костенко, Н.М. Тарасова; г. Харьков   

Харьковская служба скорой медицинской помощи представлена стационаром больницы скорой и неотложной помощи, функционирующей с 1977 года в объединении с городской станцией скорой медицинской помощи.


Организация деятельности "Службы" СМП в масштабах области, при все возрастающих требованиях к ней, вызывала необходимость использования системного подхода в изучении задач и функций, необходимой структуры подразделений "Службы", выработки конкретных инструкций и методических рекомендаций по перераспределению функций и изменению структуры на догоспитальном и госпитальном этапах оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению с последующей реализацией управленческих решений областного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи, в лице главного врача больницы, через управления органов охраны здоровья по подчиненности подразделений "Службы" СМП.
Учитывая то, что "Служба" СМП остро и первоочередно реагирует на изменения различных ситуативных и неситуационных факторов, на социальные и экономические перемены, ее развитие и функционирование часто взаимосвязано с вышеуказанными изменениями, поэтому требует постоянной работы руководства больницы и вышестоящих руководящих органов с целью поддержания ее постоянной готовности оказания высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи населению города и области.
Организационно-методический отдел больницы скорой и неотложной помощи для достижения поставленных перед "Службой" задач и ее постоянного совершенствования обеспечивает разработку перспективных и комплексных мероприятий совершенствования "Службы" СМП, ежегодных и текущих планов социально-экономического развития больницы, повышения уровня знаний и практических навыков медперсонала, его аттестации и переаттестации с контролем выполнения.
Должное внимание уделяется разработке, сбору и использованию статистических исследований, распределению информационных потоков, анализу эффективности функционирования подразделений "Службы", выявлению факторов, влияющих на качество оказания помощи населению и показателей деятельности, научно-практической работе, внедрению компьютеризации в управление "Службой", распространению передового опыта.
25 летний период организационно-методической деятельности больницы подразделяется на несколько этапов ее становления.
В период открытия больницы функции руководителя подразделений оргметодотдела, к которым относятся кабинеты медицинской статистики, бюро и архивы медицинской документации, машинописное бюро, исполнял заведующий статистическим отделом стационара Файман Леонид Абрамович.
С 1981 года организационно-методической работой больницы руководит заместитель главного врача Тарасова Наталия Михайловна, организатор здравоохранения высшей категории, управляющая статистической, учетно-отчетной, организационно-методической, плановой и экспертно-аналитической работой Харьковской "Службы" СМП. Ей подчиняется созданный в 1991 году отдел АСУ.
В 80-х годах организационно-методическая деятельность была направлена на выработку положений о службах, типовой подстанции скорой медицинской помощи с функциональным определением каждого помещения и кабинета, типовых должностных инструкций различных категорий работников учреждения, экспертных оценок деятельности отделений стационара, подстанций скорой медицинской помощи, руководителей разного ранга.
Для обеспечения экспертизы качества оказываемой медицинской помощи разрабатывались схемы экспертного анализа по разным направлениям и информационные потоки для экспертно-аналитической работы аппарата управления больницы.
В 90-х годах наступил новый этап совершенствования организации управления и информационного обеспечения больницы с использованием электронно-вычислительной техники.
С 1991 года в больнице функционирует отдел автоматизированных систем управления (АСУ), в состав которого входят группы внедрения, технического обслуживания, сопровождения и эксплуатации систем, а также подготовки информации с использованием множительной техники в стационаре и на станции скорой медицинской помощи.
Разработка автоматизированно-информационной системы управления больницы (АИС) с использованием персональных компьютеров берет начало с 1989 года, когда разрабатывались автоматизированные системы управления (АСУ) подразделы АИС и автоматизированные рабочие места (АРМы) главного врача и его заместителей.
В последующем были внедрены: "Оргмет" и "Статистика" (1991г.), диспетчерского управления СМП (АСДУ-СМП) и система связи СМП, "Пациент-Справка", "Кадры" (1992г.), "Финансы" (1993г.), "Экономика" и "Ценообразование" (1994г.), "Эксперт стационара" и "Эксперт ССМП" (1997г.) и другие в различных отделениях больницы.
Главными задачами информатизации Службы СМП являются: улучшение качества оказания экстренной медицинской помощи населению, повышение оперативности работы медицинского персонала, обеспечение оперативного анализа деятельности и осуществление взаимодействий "Службы" СМП в чрезвычайных ситуациях с другими учреждениями и организациями.
Автоматизированно-информационная система управления позволяет создавать банк данных по различным сферам деятельности учреждения, оперативно и на качественно новом уровне иметь полный объем информации с получением всевозможных данных за определенный промежуток времени в сравнении с предыдущим аналогичным периодом и возможностью анализа деятельности по различным направлениям для реализации задач и функций "Службы" СМП.
Наиболее важными перспективными задачами АИС управления больницей необходимо считать:
- дальнейшее внедрение 2-го этапа диспетчерского управления СМП, распространяющегося на подстанции скорой медицинской помощи во всех районах города, что позволит в полной мере автоматизировать выход выездных бригад СМП на вызовы и анализ их работы на уровне руководства подстанций;
- внедрение разработанной в больнице ранее электронной истории болезни, где формируются в режиме реального времени все данные на пациента с момента его поступления, включающие результаты всех видов обследований и лечебных мероприятий, наблюдений в динамике, консультаций разнопрофильных специалистов, проведение консилиумов, а также результатов лечения с оформлением соответствующих окончательных медицинских документов.
Дальнейшее совершенствование АИС управления возможно в условиях соответствующего финансирования и материально-технического обеспечения "Службы".