Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.

25 лет – обозримое прошлое и настоящее Харьковской службы скорой медицинской помощи
Написав В.Ф. Москаленко, А.Е. Зайцев, Н.П Довбий; г. Харьков   

В 1977 году одна из старейших станций скорой помощи Украины и бывшего Союза со своими традициями, опытом организации работы и исторически сложившейся структурой вошла совместно с введенным в строй 1000-коечным стационаром в состав боль­ницы скорой помощи. 20 мая 1977 года теоретически можно считать днем организации в Харькове Службы скорой помощи.

Однако нельзя утверждать, что с первых дней и даже лет существования больницы была достигнута основная цель объединения – создание единого центра по оказанию и совершенствованию догоспитальной и ста­ционарной ургентной помощи населению. Для этого потребовались годы. Объединение явилось толчком к развитию новых организационных подходов, внедре­нию передовых технологий и форм хозяйствования, направленных на укрепление материально-технической базы, создание единого коллектива и формирование но­вого мировоззрения на специальность врача скорой помощи и службы в целом. За эти годы произошел существенный рост значимости и приоритетности скорой по­мощи среди других учреждений здравоохранения Харькова, оказывающих добольничную помощь населению.
За четверть века произошло значительное совершенствование и укрепление материально-технической базы, разработаны новые организационные вопросы взаимодействия подразделений, отработаны вопросы преемственности между станцией СМП – стационарами лечебных учреждений города, создана информационно-аналитическая система обеспечения службы, автоматизированная система диспетчерского управления станции.
Считаем необходимым для систематизации проведенных мероприятий и памяти на будущие времена сформулировать основные моменты развития службы:
1970 г. - открыто стерилизационное отделение на 1 подстанции;
1972 г. - открыто стерилизационное отделение на 4 подстанции;

1977 г. - закончилось строительство нового здания стационара больницы СМП на 1000 коек и произошло объединение стационара со станцией СМП. Таким образом, 20 мая 1977 года создана в городе Харькове «Служба скорой медицинской помощи» (в городе Харькове на этом этапе было открыто 8 подстанций СМП, 6 из них находились в приспособленных помещениях);
1978 г. - организована в стационаре больницы СМП диспетчерская служба;

- в стационаре открыто 2 стерилизационных отделения для клинических отделений и оперблоков;

- открыт круглосуточный диагностический ЭКГ-центр;

- внедрены эндоскопические методы исследования;

1979 г. - на базе статистического отдела организован вычисли­тельный центр, оснащенный ЭВМ, для сбора и расчета показателей работы службы;

- построена подстанция № 7 в Орджоникидзевском районе;

1980 г. - открыто отделение специализированной травмы на 15 коек для лечения больных, получивших травму в состоянии алкогольного опьянения;

- Харьковской больнице СМП присвоено звание «имени профессора А.И. Мещанинова» (Постановление Совета Министров УССР № 344 от 16.05.1980 г.);

- на базе больницы открыта первая в мире кафедра ско­рой медицинской помощи Харьковского института усовер­шенствования врачей;

- выделена в самостоятельное предприятие автобаза СМП;

1981 г.- создана центральная диспетчерская станции СМП;

1983 г.- построена подстанция СМП в Киевском районе;

1985 г.- на базе больницы СМП был проведен 1-й Всесоюзный Пленум по скорой медицинской помощи;

- построена подстанция скорой помощи № 5 в Червонозаводском районе;

1986 г.- построена подстанция СМП № 6 в Октябрьском районе;

1988 г. - открыто в стационаре больницы отделение гравитацион­ной хирургии крови. В составе его лаборатория «Ис­кусственной почки» и баротерапии;

- организован филиал Киевского республиканского межотраслево-го научно-инженерноного центра физики «живого» и микроволновой резонансной терапии «Отклик» и 1-й в области кабинет магнито-резонансной терапии при физиотерапевтическом отделении больницы;

- построена подстанция скорой помощи № 8 в Ленинском районе;

1989 г. - приобретен радиочастотный ствол и 100 радиостанций «Алтай», смонтирован на Госпроме современный антен­ный комплекс, позволивший обеспечить устойчивую радиосвязь с бригадами СМП, диспетчерская и бригады СМП переведены на радиотелефонную связь системы «Алтай»;

- построена подстанция СМП № 3 в Коминтерновском рай­оне;

- сдана в эксплуатацию подстанция № 9 во Фрунзенском районе;

1990 г. - служба скорой помощи переведена на систему централи­зованного обеспече-ния жидким кислородом;

1991 г. - в больнице создан отдел АСУ;

- издано руководство по скорой помощи «Неотложная медицинская помощь»; 

1992 г. - разработана и внедрена первая в Украине автоматизи­рованная система диспетчерского управления СМП (АСДУ – СМП);

- открыто отделение политравмы на 45 коек;

1993 г. - разработан и установлен автоматизированный комплекс средств центральной диспетчерской связи;

- приобретена и установлена в стационаре телефонная станция АТСЭ «Атлант-512» на 512 номеров;

1994 г. - открыто отделение ядерно-магнито-резонансной компью­терной томографии;

- открыто отделение детской нейрохирургии;

- разработан и внедрен архив речевой информации цент­ральной диспетчерской станции СМП с обеспечением оперативной магнитной записи зала «03»;

1995 г. - построено здание и открыто дезинфекционное отделение;

- начато строительство станции переливания крови с банком крови;

1997 г. - открыта 10 подстанция СМП;

- введен в строй аппаратно-программный комплекс реги­страции звукозаписи «Арфон-2»;

- 29-30 марта, совместно с телекомпанией «Тонис-центр» проведен 30-часовой телевизионный марафон "Скорая медицинская помощь". Получена благотворительная помощь от населения, предприятий, учреждений, банков на 120 тысяч гривен;

- издано руководство для врачей «Неотложная скорая медицинская помощь»;

1998г. - начат выпуск ежегодного сборника научно-практи­ческих трудов сотрудников больницы, кафедр ХМАПО и медицинского университета «Неотложная медицинская помощь»;

- открыто многопрофильное хозрасчетное хирургическое отделение на 10 коек, а с 2001 г. - на 14 коек;

1999 г. - открыто диагностическое хирургическое отделение на 40 коек;

2000 г. - проведено 5-дневное учение США-Украина по ликвидации чрезвычайных ситуаций «Раф-энд-Реди 2000». Министер­ство по чрезвычайным ситуациям представляла больница скорой помощи г. Харькова;

- открыт музей скорой помощи;

- открыт травмпункт больницы;

2001 г. - начаты лапароскопичепкие эндохирургические методы ле­чения и диагностики.

Созданная за эти годы инфраструктура станции скорой помощи (каждый административный район города имеет свою, расположенную на его территории, подстанцию), явилась базовой основой улучшения качества оказания медицинской помощи населению города, приблизив ее непосредственно к каждому жителю по террито­риальному принципу.

За четверть века построено 7 типовых зданий для подстанций, половина из которых - по ленинградскому проекту

Во многом результат деятельности станции зависит от состояния транспорта, а он требует к себе пристального внимания и, прежде всего, профессионального подхода.

Это обстоятельство стимулировало в 1980 году передачу санитарного автотранспорта хозрасчетному предприятию – «Автобаза скорой помощи»". Появилась возможность использовать транспорт сугубо по потребности, согласно ежемесячным графикам-заявкам с учетом колебаний нагрузок в отдельные дни и даже время суток. В условиях недостаточного финансирования такой под­ход является наиболее оптимальным и жизнеспособным, позволяет снизить затра­ты на содержание транспорта. Будучи хозрасчетным предприятием, наряду с выполнением заказов на поставку транспорта для СМП, автобаза получила возможность заниматься хозяйственной деятельностью, предоставлять услуги другим ЛПУ города, осуществлять перевозки носилочных больных как в черте города, так и за его пределами и тем самым создала возможность не только удержать, а порой и снизить тарифы основному заказчику, которым является скорая помощь, а при правильной организации в какой-то мере освободить выездные бригады от непрофильной нагрузки. Более чем 20-летний опыт работы с полным правом дает нам возможность утверждать, что это наиболее правильное решение и заслуживает распространения не только на крупных станциях, но и в других городах.

Значительные изменения в организацию работы внесла созданная в 1981г. и модернизированная в 1992г. с применением новейших технологий центральная диспетчерская (АСДУ СМП). Была получена возможность для глубокого и всестороннего анализа деятельности службы, что нашло свое воплощение в перспективном планировании и развитии ССМП. За эти годы более чем в 12 раз сокращено количество не­своевременных выездов. Особую значимость это имеет в наши дни, когда финан­сирование является крайне недостаточным и успех работы зависит от правильного и взвешенного маневрирования силами и средствами.

Наглядной иллюстрацией этого может служить организация ургентной помощи населению города в период аварии на Диканевских очистных сооружениях Харькова в 1996 г. В эти дни выездные бригады оказывали не только неотложную помощь на дому, но и обеспечивали своевременную, экстренную госпитализацию всех больных в загородную зону без дополнительного привлечения резервов выездных бригад извне. Выездные бригады совместно со стационаром больницы в полном объеме взяли на себя оказание ургентной помощи всем пострадавшим при не­счастных случаях.

Служба скорой помощи проработала в таком режиме более 3-хмесяцев, при этом не было допущено ни единого случая поздней госпитализации или необоснованной доставки больных в загородную зону. При этом ситуация осложнялась чрезвычайно жарким летом, опасностью возникновения инфекционных вспышек заболеваний.

Столь высокая организация ургентной помощи населению стала возможной благодаря существующей и отработанной в городе схеме работы службы скорой помощи (станция + многопрофильный стационар, включающий в себя отделения политравмы, реанимации, три областных центра: ожоговый, нейрохирургический, челюстнолицевой). Кроме того, еди­ное руководство оказанием неотложной помощи, комплексное видение всех проблем и их целостное решение играют в работе службы немаловажную роль.

Наш опыт показывает, что рациональная организация работы бригад СМП на линии в «режиме ожидания» лучше проявляется при условии наличия автоматизированной системы диспетчерского управления в сочетании с предоставлением населению дополнительных консультативно-справочных услуг. Это дает возможность даже в условиях крайней ограниченности количества бригад (0,44 на 10 тыс. населения) обеспечить высокую оперативность (табл. 1). Обслужено за этот период 144791 вызов к больному при среднесуточном выходе 66 бригад. При этом несвоевременные выезды составили 3,2%. В первые 15 минут в 70% случаев бригады прибывали по вызову.

Табл. 1

Сравнительная характеристика показателей оперативности, обеспеченности населения скорой помощью и фактическим выходом бригад на линию

Табл.1


Сегодня одним из вопросов, который предстоит решить организаторам здравоохранения, является снижение затратоемкости и создание высокопрофессиональной ургентной добольничной помощи. Актуальным является уменьшение непрофильной нагрузки на службу скорой помощи, в том числе на обслуживание хронических больных.

Весомым фактором, оказавшим влияние на уменьшение количества выездов к больным с хроническими заболеваниями, является результативность работы в вопросах преемственности с поликлинической сетью, а по вопросам оказания ургентной помощи – со стационаром больницы. И здесь важнейшее и решающее значение придается организационным вопросам. В больнице разработано и действует «Положение о преемственности», связывающее в единую, направленную на улучшение оказание медицинских услуг населению систему (поликлиника, станция, скорая помощь и стационары города). Динамика развития этого вопроса представлена в таблице 2.

Табл. 2

Структура выполненных выездов (в % к общему количеству выездов).

Табл.2


В 1977 г. в Харькове выезды бригад по ургентным показаниям составляли 56,9%, в 2001 г. – 80,9%. Свою роль в этом сыграла не только организация передачи информации в поликлиники города на больных, отказавшихся от госпитализации, но и созданный банк данных хронических и многократно обращающихся по «03» больных (табл. 3).

Табл. 3.

Банк данных хронических больных по ССМП (1996, 1998 и 2000 гг.).

Табл.3


Банк данных имеется с 1992 г. и используется постоянно в работе бригад. В таблице 3 приводятся выборочные по годам данные.

Ежегодно направляемая в поликлиники информация составляет более 15% от всех выполненных выездов. В тех районах, где поликлиники с подстанциями территориально приближены друг к другу (Московский, Октябрьский, Северная Салтовка), результативность от проводимой работы выше.

Объединение догоспитального и госпитального этапов в единую службу открыло практическую возможность совершенствовать преемственность в оказании помощи нуждающимся в стационарном лечении больным, что становится особенно важно при лечении больных с политравмой.

Порой тяжесть состояния, посиндромное оказание помощи и короткий промежуток времени общения с больным не дают возможность на этапе скорой помощи установить клинический диагноз. Объединение со стационаром позволяет проследить за состоянием больного, критически оценить правильность тактических и лечебных действий на догоспитальном этапе. Только одно это обстоятельство из многих других является подтверждением целесообразности организации больницы СМП. В повседневную жизнь вошли совместные клинические разборы, ежегодно их проводится более 40. Они способствуют развитию клинического мышления, прогнозированию исходов заболеваний, предвидению возможных осложнений, выработке единых доктрин в оценке тяжести состояния и уже на этапе СМП начать комплексное оказание помощи. В этом направлении за четверть века достигнуты определенные результаты.

Значительным шагом в развитии скорой помощи в городе является качественно возросший профессионализм персонала (табл. 4). Это стало возможным благодаря проведению различных методов теоретической и практической подготовки персонала. Стали традиционными ежегодные внутренние аттестации, тренировочные занятия по отработке практических навыков, заседаний предаттестационных советов, тематические циклы лекций для младших медсестер, успешно работает филиал областной аттестационной комиссии средних медработников (фельдшеров) на базе станции СМП и многие другие формы повышения деловой квалификации.

Табл. 4.

Состав врачей и среднего персонала СМП по категориям.

Табл.4

Свидетельством профессионального роста сотрудников скорой помощи можно считать и тот факт, что за последние четыре года в ежегодных сборниках больницы издано более 350 научно-практических статей работников службы.

Сегодня Харьковская больница скорой помощи является мобильной высокоорганизованной службой по оказанию ургентной помощи, объединяющей добольничный и больничный этапы с едиными целями и задачами, направленными на совершенствование медицинской помощи населению.