За всю историю существования человечества травматизм всегда сопутствовал человеку, являясь следствием его взаимодействия с окружающей средой. Особого значения достиг он в наши дни за счет, в основном, увеличения количества и тяжести техногенных аварий и катастроф.
Причины увеличения многообразны и во многом зависят от роста технической оснащенности производства, усложнением технологий, увеличением количества, мощности и скоростей транспортных средств, их износом, нарушением правил эксплуатации и техники безопасности. По обобщенным данным техногенные катастрофы в 80 % случаев возникают по вине человека и только в 20 % - из-за несовершенства технологий, недостатка конструкций технического оснащения уровня научных знаний. Травмы, полученные в результате аварий на транспорте, являются наиболее тяжелыми и занимают первое место среди всех чрезвычайных ситуаций техногенного характера по количеству пострадавших и погибших. Наиболее массовыми являются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). В отличие от ДТП аварии на железнодорожном транспорте происходят реже, однако за последние годы их число заметно увеличилось. Одной из важных причин аварийности на железнодорожном транспорте является изношенность локомотивного и вагонного парков, железнодорожных путей, железнодорожных мостов и др. Весьма часто аварии происходят вследствие грубых нарушений требований технической эксплуатации путевого хозяйства, нарушений отправителей требований к перевозке взрывчатых, легковоспламеняющихся, токсических и радиоактивных веществ. Большие разрушения и потери возникают при катастрофах на крупных железнодорожных станциях, к которым, как правило, примыкает городская застройка с высокой плотностью населения, скоплением людей в зданиях вокзала и на платформах, сосредоточением большого числа вагонов, в том числе с химическими и другими опасными веществами. Величина санитарных потерь при железнодорожных авариях колеблется в значительных пределах, но, как правило, они значительные (от 50 до 1000 человек и более). При возникновении очага железнодорожной катастрофы, в его ликвидации наряду со спасательными формированиями общего назначения, участвует вся территориальная служба медицины катастроф. Кроме того, в очаг катастрофы в составе аварийно-восстановительного поезда следует санитарный вагон с соответствующим оснащением и медицинским персоналом. Госпитализация пострадавших с очагов осуществляется в ближайшие лечебные учреждения, входящие в территориальную службу медицины катастроф вне зависимости от их ведомственной подчиненности. «Плечо» госпитализации должно быть минимальным. При этом учитывается, в первую очередь, состояние пострадавшего, место расположения лечебных учреждений, их структура и возможности. |