Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page
О правовых взаимоотношениях врача и пациента в неотложной хирургии
Написав И.Л. Соханева, К.А. Губский, А.В. Козаченко; г. Харьков   

Изменившиеся социально-правовые отношения в нашем обществе не могли не коснуться медицины и, соответственно, неотложной хирургии. Каждый врач, оказывающий помощь пациенту должен четко представлять то обстоятельство, что их взаимоотношения строятся не только с позиций гуманизма и этических норм, но и регулируются законодательно, следовательно, лежат в поле правовых отношений.

 

Это важный аспект зачастую легкомысленно, либо по незнанию выпускается из внимания. Хотелось бы напомнить, что «незнание законов не освобождает от ответственности».

 Так с 19 ноября 1992 года действуют «Основи законодавства України про охорону здоров’я», в котором важное место уделено правам пациента. Любая неинвазивная, а тем более инвазивная процедура и особенно оперативное вмешательство требуют, согласно нормам закона, информированного согласия пациента (статьи 39 и 43). Подчеркнем не просто согласия, а именно информированного. Нам представляется, что это требование должно осуществляться врачом таким образом, чтобы разъяснить пациенту в доступной, (подчеркнем в доступной для него, то есть пациента, а не врача,) форме необходимости, сути вмешательства, возможных осложнениях его выполнения и не выполнения. Доступность, очевидно, подразумевает и простоту изложения и использование родного языка пациента, что накладывает трудности при общении врача с иностранными гражданами, особенно при отсутствии переводчика. И лишь после этого пациент, по закону, должен дать свое согласие, либо несогласие на выполнение того или иного вмешательства. Что касается плановой хирургии, то здесь ситуация проще – раз уж пациент пришел на операцию, то скорее всего ее необходимость была им осознана, выбор в пользу операции он сделал. Но и здесь, во избежание дальнейших конфликтных ситуаций, врач обязан предупредить пациента о риске вмешательства и возможных осложнениях.

В ургентной хирургии дело обстоит сложнее. Такая патология требует быстрых и решительных действий, направленных на спасение жизни пациента. При этом сам пациент морально часто не готов к принятию таких решений. Внезапно заболевшему человеку, не имеющему специальной подготовки (а порой и медику), трудно оценить тяжесть своего состояния и решиться на вмешательство, имеющее значительный риск и часто приводящее к инвалидизации (это касается например ампутаций, выведения стом и т.п.). В этих случаях от врача требуются не только профессиональные, но и человеческие качества, чтобы объяснить больному такую необходимость и тем самым вызвать доверие к себе, как к специалисту.

Поскольку сам ход операции хирургу привычен и известен, он часто «забывает» предупредить больного о таких «мелочах», с его точки зрения, как, например, удаление пупка. Действительно, для кого-то это может и не иметь существенного значения, а для кого-то это очень важно. Больной человек не разбирается в нюансах пособия, которое выполнил врач. Ему «на память» остаются лишь собственные ощущения и послеоперационные рубцы.

Что же касается отказа пациента от проведения тех или иных процедур, то безусловно его права должны быть полностью учтены. И, хотя, по закону, если пациент отказывается выполнять предписания врача, то врач не несет ответственности за его жизнь и здоровье. При этом врач все же обязан приложить все силы для того, чтобы бороться за жизнь пациента существующими альтернативными методами, и пытаться вновь и вновь убедить пациента в необходимости вмешательства, привлекая для этого силу убеждения свою, коллег и родственников больного. Подчеркнем, что право выбора все же остается за пациентом.

Важный аспект в последнее время приобретает медицинская страховка. Приобретая страховой полис, человек рассчитывает на адекватное медицинское пособие и отношение, по крайней мере, так ему объясняют представители страховых компаний. Кроме того, очевидно, что человек, приобретающий такую страховку, более внимательно относится к себе. У него выше требования к медицинскому персоналу. Все это должен учитывать врач. В ургентной ситуации, с выраженным болевым синдромом, человек порой «забывает» о том, что у него есть страховой полис, поэтому врач обязан выяснить его наличие у пациента. И далее следовать согласно внутрибольничным регламентирующим актам, при этом его действия не должны противоречить законодательству Украины.

Принимая во внимание вышеизложенные аспекты, в нашей клинике предпринята попытка упорядочить их документально. Для этого было предложено внедрить примечание к истории болезни, в котором кратко отражены эти требования. Они одновременно служат и напоминанием врачу, что он должен разъяснить пациенту, и здесь же фиксируется его согласие, или не согласие. Поскольку единой общеукраинской регламентированной формы для этого не создано в клинике мы пользуемся собственной, которая пока еще находится в стадии разработки и, безусловно, не может отражать всех аспектов. Ниже приведен образец этой формы.

 

Рис.1
 

Хотелось бы подчеркнуть, что в отделении анестезиологии разработана своя, форма, которую применяют анестезиологи для получения согласия больного на выполнение того, или иного анестезиологического пособия.

В заключение подчеркнем, что вопрос правовых отношений безусловно важный и нужный. С повышением правовой культуры населения врач не должен останавливаться в своем «правовом» развитии. Он должен четко знать, чем и как регламентируются его действия и бездействие Важен тесный контакт с юристами, которые бы четко ориентировались как в законодательных и нормативных документах, так и в особенностях самого процесса оказания медицинской помощи. Понимаем, что, не имея соответствующего юридического образования, толковать те или иные нормы законов мы не можем. Наша точка зрения – точка зрения практических врачей. Надеемся на тесное и плодотворное взаимодействие в этом поле с профессиональными юристами, которые могут помочь в представлении прав и обязанностей и врача и пациента.