Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...

Работа бригады скорой медицинской помощи как реакция на экстремальную ситуацию
Написав В.М. Загуровский; г. Харьков   

Проблемами поведения человека в условиях стресса занимается психология экстремальных ситуаций. Стресс – это понятие, используемое для описания состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на экстремальные воздействия. В зависимости от вида и характера воздействия их разделяют на

физиологический и психологические. Последние можно разделить на информационные и эмоциональные ( Тарас А.Е., Сельченок К.В., 2000).
Информационный стресс возникает в ситуациях, сопровождающихся большой информационной перегрузкой. При этом стрессе человек, несущий большую ответственность за принимаемые им решения и их последствия, не справляется с поиском нужных стратегий реагирования, не успевает принимать правильные решения и действия в требуемом стрессовой ситуацией темпе. Эмоциональный стресс развивается в ситуациях, угрожающих физическому и психологическому благополучию человека.
Рассмотрим с этих позиций работу бригады скорой медицинской помощи, которая оказывает помощь пациентам в случае возникновения экстренных, угрожающих их жизни и здоровью, нарушений и повреждений.
Стрессорные факторы, возникающие при оказании скорой и неотложной медицинской помощи пациенту на вызове и определяющие во многом её эффективность, можно разделить на следующие категории:
1. Дефицит информации: отсутствие данных о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях, данных обследования и проводимом лечении (амбулаторные карты находятся в поликлиниках); искажение или сокрытие – медицинской информации самим больным или родственниками: невозможность получения информации о случившимся от пациента при отсутствии родственников и окружающих.
2. Дефицит времени: срочность анализа состояния пациента и принятия решения; эффективность и целесообразность догоспитальной помощи или приоритет срочной медицинской помощи в стационаре.
3. Психологическое давление родственников и окружающих людей (возбуждение, плач, агрессивность, попытки вмешательства в работу бригады СМП, оскорбления членов бригады, угрозы).
4. Несоответствие безответственно декларируемых среди населения мировых стандартов, возможностей службы СМП и реально существующего медикаментозного, инструментального, аппаратного оснащения бригад, количества самих бригад и т.д., обуславливающих уровень оказания экстренной медицинской помощи.
5. Отсутствие: юридической защищенности сотрудников СМП; критериев определения ответственности за своевременность оказания, уровень и эффективность медицинской помощи (ответственность самого пациента, его родственников, врачей поликлиник района обслуживания, медицинского персонала бригады, врачей приемных отделений стационаров, административных работников, отвечающих за уровень и качество материально-технического обеспечения СМП); ответственности за отказ в содействии и чинимые препятствия в работе СМП, включая сотрудников других лечебных учреждений.
6. Подмена населением и органами здравоохранения реальной, профессиональной по объему и по показаниям скорой медицинской помощи принятыми в обществе морально-этическими нормами и обязательствами врача.
7. Отсутствие, имеющих юридическую силу и не только на уровне отдельно взятой службы СМП, методических рекомендаций, четко регламентирующих тактику ведения, объем и содержание медицинских манипуляций, показаний для госпитализации или отказа в помощи пациентов при тех или иных неотложных состояниях.
Эти стрессорные факторы можно условно разделить на три переплетающиеся группы
- связанные непосредственно с возникновением, течением и лечением неотложного состояния;
- связанные с характеристиками социально-психологических факторов пациента и его окружения;
- связанные с социальными характеристиками службы скорой медицинской помощи.
Практически любой из выше перечисленных основных стрессорных факторов а, чаще всего – их совокупность, ведут к развитию экстремальной ситуации, в которой бригаде скорой медицинской помощи приходится оказывать экстренную медицинскую помощь больному или пострадавшему. Любой из этих факторов угрожает своими отрицательными последствиями для членов бригады СМП, как в момент оказания медицинской помощи, так и в дальнейшем (моральное, психологическое, административное и т.д. давление и воздействие), что не может не осознаваться медицинским работником СМП, а, следовательно, приводит к развитию стрессорной ситуации.
Исходя из психологических и психопатологических способов реагирования человека на стрессорную ситуацию, у сотрудников СМП в данных случаях можно наблюдать определенные нарушения, влияющие на уровень и качество оказываемой помощи. Они проявляются в снижении продуктивности умственной деятельности, нарушении выделения главных и второстепенных факторов клинической симптоматики, искажении их значимости и роли в патологическом процессе. Это приводит к нарушению приоритетов в лечебных мероприятиях, в оценке важности и срочности той или иной манипуляции или госпитализации. В связи с сужением поля сознания и внимания наблюдается выпадение из анализа и из комплекса лечебных мероприятий значительного количества факторов и симптомов патологического процесса.
Лечебные мероприятия приобретают общий характер без учета конкретных, индивидуальных для каждого случая, клинических проявлений. Так, например, при гипертоническом кризе могут опускаться из анализа и лечебных мероприятий симптомы со стороны сердечной деятельности; при остром инфаркте миокарда – симптомы со стороны центральной нервной системы; при ОНМК – симптомы со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем; при травмах или острой хирургической патологии (у страдающих гипертонической болезнью) – симптомы гипертонического криза и т.д.
Данные факторы при наличии сопутствующей патологии могут привести к неправильной тактике оказания помощи и неадекватной госпитализаци, как по показаниям, так и по профилю лечебного учреждения.
Отсутствие стандартизованных лечебных тактик, носящих официальный характер и утвержденных юридически органами здравоохранения, на фоне множества, часто конъюнктурных, не проверенных временем и опытом применения (рекомендации врачей лечебных учреждений города, лечебные рекомендации стационаров, сведения лекций и докладов различных лекторов, сведения из Интернета и т.д.) нововведений в лечебные мероприятия, за которые авторы не несут юридической ответственности, приводят к неадекватной или неполной медицинской помощи.
Параллельно изменениям со стороны когнитивных процессов, наблюдаются реакции эмоциональной сферы медицинских сотрудников бригады СМП. В стрессорной ситуации, в зависимости от типа реагирования, происходит оскудение эмоций или возникает эмоциональное возбуждение, сопровождающиеся, соответственно, торможением психо-эмоциональной деятельности или психо-эмоциональным возбуждением, неадекватностью эмоциональных всплесков. Эти изменения эмоционального фона также приводят к нарушениям когнитивных процессов или усугубляют уже наступившие по другим причинам изменения. Наблюдается снижение уровня критической оценки возникшей ситуации. В этом состоянии преобладают эмоции страха, тревоги, которые сопровождаются ощущениями угрозы, состоянием напряжения, растерянности, безысходности и могут привести к возбуждению, эмоциональным взрывам, агрессивности, особенно при наличии провоцирующих факторов. Все эти проявления эмоциональных реакций оказывают неблагоприятное влияние на способности анализировать ситуацию, находить оптимальные решения и проводить их в действие в кратчайшие сроки с максимальной эффективностью у постели больного или пострадавшего.
Описанные реакции врача СМП при работе на вызове в условиях стресса при частом повторении ситуации, при неблагоприятном её исходе или отрицательных её последствиях (что не является редкостью, не зависит от врача и представляется закономерным), личностных особенностях врача, могут фиксироваться психикой отдельным комплексом и, в дальнейшем, реализовываться как способ реагирования на стрессорную ситуацию.
В дальнейшем этот способ будет возникать постоянно и не обязательно при стрессорной ситуации. Часто для этого достаточно наличие лишь какого-то одного (не обязательно стрессорного) фактора, напоминающего о первичном стрессе. Таким образом происходит «якорение» стрессорной реакции, и чем больше количество якорей, тем в большем числе случаев возникает стрессорная реакция уже в обычной ситуации.
Это обуславливает такие явления среди сотрудников СМП как страх перед вызовом, резкое падение уровня оказываемой помощи при наличии хороших профессиональных знаний и подготовки, агрессивность, растерянность, потерю инициативы и активности на вызовах, появление диагностических, лечебных и тактических ошибок.
Выводы:
Таким образом, исходя из анализа стрессорных факторов в работе врача бригады СМП на вызове, способов реакции на них и результаты, к которым они приводят, можно сделать вывод, что одним из выходов в создавшейся ситуации может быть проведение регулярных тренингов с сотрудниками СМП по работе бригады в стрессорных ситуациях. Эти тренинги дали бы возможность выработать у врача или фельдшера защитные реакции на стрессорные факторы, повысить устойчивость к стрессу, обучить психологическим способам реагирования и защиты. Тем самым можно предотвратить развитие психопатологических, неадекватных реакций в условиях стресса. Эти свойства позволили бы значительно улучшить качество лечебной работы при оказании экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим в нынешних условиях работы службы СМП.