Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Как свищет ветер осенний!
Тогда лишь поймете мои стихи,
Когда заночуете в поле.

Харьков дорогами столетий
Написав Administrator   

История города насчитывает почти 350 лет, начиная с давних времен, когда Харьков существовал как приграничная город-крепость для защиты южных границ России от татар.
Выгодное географическое положение на пересечении торговых путей

из Москвы и Петербурга к Киеву, Крыму, на Кавказ, осуществление торговых связей со странами Западной  Европы,  Ближнего  Востока, Балканского  полуострова  содействовали преобразованию  города  в  большой промышленно-торговый центр, товарооборот которого  представлял  почти  половину товарооборота всей Украины. Экономическое развитие Харьковского региона стало подпочвой для формирования культурного, научного и просветительного центра на Востоке Украины.
В стенах Xapькoвcкoгo коллегиума преподавал выдающийся украинский философ и поэт Г.С.Сковорода, учились доктор медицины и хирургии И.И.Базилевич, талантливый мастер перевода, поэт, библиотекарь Императорской публичной библиотеки Н.И.Гнедич – известный переводом на русский язык «Иллиады» Гомера, физик В.В.Петров, историк М.Т.Каченовский, медик Е.Й.Мухин. Выпускниками Харьковского коллегиума были профессор Московского университета,  выдающийся  исследователь  природы  И.А.Двигубский  и  первый профессиональный харьковский архитектор П.А.Ярославский, который работая в должности губернского архитектора почти 30 лет посвятил планомерной застройке города. Выпускники коллегиума стали первыми студентами Харьковского университета, основанного 17 января 1805 года по инициативе известного научного работника и общественного деятеля В.Н.Каразина. Среди его воспитанников – математик М.В.Остроградский, биолог И.И.Мечников, историк М.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель и драматург М.П.Старицкий, художник Г.И.Семирадский.
В университете преподавали основатель физической химии М.М. Бекетов, математик В.А.Стеклов, филологи А.А.Потебня и И.И.Срезневский, историк Д.И.Багалий и многие другие.
В конце XIX столетия открытие Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (1869 г.), установление прямой связи между промышленным севером и югом оказывали содействие бурному развитию промышленности.     
В городе были основаны большие заводы: чугунолитейный Шиманского (1870 г.), сельскохозяйственных машин Мельгозе (1873 г.), машиностроительный Бельке и Ремизовой (1878 г.), сельскохозяйственных машин Гельферих Саде (1882 г.), паровозостроительный Российского паровозостроительного и механического акционерного товарищества (1895 г.). С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий возросло с 79 до 259, а предприятий машиностроения и металлообработки с 12 до 59.
Наращивание объемов промышленности и торговли вызвали необходимость организации и концентрации кредитных средств. В Харькове открываются разнообразные финансовые учреждения. Харьковский Земельный банк – первое учреждение среди 10 акционерных земельных банков России – начал работу в 1871 года. Самый лучший муниципальный банк дореволюционной России – Харьковский городской общественный купеческий банк – был основан на средства общины.
В начале XX столетия город превратился на финансово-коммерческий центр, где кроме банков, были сосредоточены отделения международных, кредитных и страховых товариществ, работал ломбард, конторы самых больших в России синдикатов «Продамет», «Продуголь».
25 апреля 1910 г. в Харькове была организована станция скорой помощи (главный врач А.Н.Молохов). В 1977 г. в связи с введением в строй 1000 коечного стационара была открыта больница скорой помощи. Объединение этих двух учреждений позволило создать службу скорой медицинской помощи с функционирующей с 1990 г. автоматизированной системой диспетчерского управления по обслуживанию больных, находящихся в тяжелых и критических состояниях.  
Быстрый рост промышленности и торговли, железнодорожное строительство, развитие науки и культуры оказывали содействие становлению градостроительного искусства в Харькове. Тяжело переоценить взнос архитекторов Е.А.Васильева, А.А.Тона, К.А.Толкунова, М.И.Ловцова, А.Н.Бекетова, которые много сделали для строительства, упорядочения и благоустройства Харькова, сооружены уникальные здания, которые придали нашему городу неповторимость и своеобразную красоту.
В 1917 году Харьков занимал территорию около 10 тыс. га, на которой проживало почти 400 тыс. чел. населения.
Советскую власть на Харьковщине в декабре 1917 года провозгласил первый Всеукраинский съезд Советов. Наш город был столицей Украины до 1934 года.
В начале 20-х годов были отстроены почти все промышленные предприятия региона, разрушенные в годы революции и гражданской войны.
Голодомор 30-х годов опустошил села области, смертность населения выросла в четыре-одиннадцать раз. Те, кто выжил, искали работу в городе, что дало новый толчок развитию экономики Харькова.
В 30-е годы возрождались старые промышленные предприятия, сооружались новые  гиганты  индустрии:  тракторный, станкостроительный,    подшипниковый, турбогенераторный и другие заводы.
В 1940 году в Харькове функционировало 1200 предприятий, на которых работало свыше 300 тыс. чел. Объем промышленной продукции в 12 раз превышал уровень 1913 года и составлял 40% объема продукции всей машиностроительной    промышленности Украины.
Быстрыми  темпами  развивалось строительство, был сооружен новый центр города с одной из самых больших площадей в мире – им. Дзержинского (ныне площадь Свободы), с первыми в стране сооружениями Госпрома и Дома проектов. Харьков тогда был, вторым по величине городом Украины и четвертым в СССР, самым большим транспортным узлом Востока Европы, одним из ведущих научных и культурных центров. К началу войны в нашем городе было сконцентрировано 70 научно-исследовательских, проектных институтов, конструкторских бюро и лабораторий различного профиля. Институт «Гипросталь» был генеральным проектировщиком 45 металлургических заводов. С этим институтом связано создание первых советских блюмингов «1150», установленных на металлургических заводах в Макеевке и Днепродзержинске. В физико-техническом институте АН ССР впервые в СССР была осуществлена реакция расщепления атомного ядра, получены гелий и водород, построен электростатический генератор.
В 1925 году начал свою работу Харьковский оперный театр, в 1926 году – переехал из Киева украинский драматический театр «Березиль», в 1929 году – открыт первый на Украине театр музыкальной комедии, в 1933 – государственный российский драматический театр, в 1939 – театр кукол.
В городе работали известные деятели мировой и украинской науки и культуры: Б.И.Веркин, Л.Д.Ландау, Н.П.Барабашов, Н.С.Самокиш, Лесь Курбас, Н.М.Ужвий, А.М.Бучма и многие другие.
В послереволюционный период до 1939 г. население Харькова удвоилось и составляло 833 тыс. чел.
Более 400 тысяч харьковчан бились на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, две трети из них погибли. За неполные два года оккупации город был превращен фашистскими захватчиками в руины. Почти полностью уничтожено 500 промышленных предприятий, разрушен железнодорожный узел, электростанции, телеграфная и телефонная связь, коммунальное хозяйство, 1600 тыс. кв. м. жилого фонда, сожжены и разворованы все учебные, культурно-просветительские, медицинские и детские учреждения. Много прекрасных зданий центральной части Харькова так и не удалось восстановить.
Возрождение города началось после его освобождения 23 августа 1943 года, и уже в 1948 году промышленность Харькова достигла довоенного уровня выпуска продукции. Вместе с тем строились и новые предприятия.
До 1956 года Харьков снова стал наибольшим машиностроительным центром Украины. Значительные роботы были проведенные на Харьковском железнодорожном узле, который по своему техническому оснащению и грузовым оборотам занимал одно из первых мест в СССР.
Внедрение промышленных методов, крупноблочного и панельного строительства позволили значительно увеличить объемы строительства жилья. В 1950-1960 годах в Харькове строятся большие жилые массивы Павлового Поля, Селекционной станции и Орджоникидзевского района, а в 1970-1980 годах – Салтовки и Алексеевки, Рогани и Холодной горы.
Через 32 года после освобождения нашего города, 23 августа 1975 года начал свою работу Харьковский метрополитен – второй по величине в Украине. В настоящее время наш метрополитен состоит из 26 станций на трех линиях длиной 33 км. В минувшем году объем услуг метрополитена составлял свыше 50% от общего объема транспортных услуг, а количество перевезенных пассажиров – соответственно треть от общего объема пассажирских перевозок.
Город занимает площадь 305,6 кв. км. и разделен на 9 административных районов. Численность населения составляет 1,5 млн. чел. (на 01.01.2000 г. – 1500,4 тыс. чел.), а районы Харькова соответствуют по количеству жителей небольшим городам (от 100 до 300 тысяч).
Сегодня Харьков – это один из наиболее развитых промышленных центров Украины, где ведущую роль играют предприятия машиностроения и металлообработки, энергетики и военно-промышленного комплекса, что определено его мощным научно-техническим потенциалом, широко разветвленной сетью высших, средних, специальных и общеобразовательных учебных учреждений.
В городе расположено 380 промышленных предприятий, на которых работают свыше 150 тыс. человек. По выпуску промышленной продукции Харьков занимает шестое место среди 25 областных центров по общим объемам и третье – по объемам розничного товарооборота. В структуре промышленного производства преобладают машиностроение и металлообработка (45,7% объема промышленной продукции города), пищевая промышленность (22,4%), электроэнергетика (8,7%), топливная (7,5%) и медицинская промышленности (4,2%). Общий объем выпуска промышленной продукции в 1999 г. составил 4 млрд. грн. (за 9 месяцев 2000 г. – 4,8 млрд. грн.). На предприятиях города сосредоточено все существующее в Украине производство паровых турбин, 60% тракторов, 55% подшипников качения, почти половина станков с числовым программным управлением и больших электромашин и др.
Одним из приоритетов экономики города является развитие сельскохозяйственного машиностроения. В городе сконцентрирован мощный тракторостроительный комплекс, в который входят такие предприятия, как ОАТ «Харьковский тракторный завод», ОАТ «Харьковский завод самоходных шасси», ОАТ «Серп и молот», ОАТ «Харьковский завод тракторных двигателей».
Широко известно за пределами Украины и энергетическое оборудование с харьковской маркой: паровые, гидравлические и газовые турбины производства ВАТ «Турбоатом», тяжелое энергетическое оснащение – ГП «Электротяжмаш», чьи тяговые двигатели и контакторы установлены на первый отечественный грузовой магистральный электровоз ДЕ-1.
На Харьковском  авиационном  производственном предприятии  начато  серийное  производство  нового пассажирского самолета АН, который отлично себя зарекомендовал на международных авиасалонах.
Большой вклад внесли харьковчане и в ракетостроение и освоение космоса. Созданные учеными города уникальные системы управления ракетоносителей и космических аппаратов, несколько поколений ракетных комплексов, стали основой национальной космической программы.
За годы независимости в Харькове расширилось производство товаров сферы потребления, темпы прироста которых в несколько раз превышают темпы выпуска промышленной продукции.
Дальнейшее развитие медицинской промышленности (включая фармакологическую) в Харькове происходит путем концентрации научно-исследовательского и промышленного потенциала, который занимается исследованием, разработкой научно-технической  документации,  внедрением  и производством лечебных препаратов. В его состав входят: Государственный научный центр лечебных препаратов (ГНЦЛП),  Национальная  фармацевтическая  академия Украины, 10 научно-исследовательских институтов медицинского профиля, 6 предприятий и объединений («Здоровье», «Биолик», «Исследовательский завод ГНЦЛП», «Стома», «Здоровье народа» и др). Предприятиями области вырабатываются свыше 300 наименований лечебных препаратов (в 11 лечебных формах по 24 фармакотерапевтическим группам), более 20 диагностических препаратов, ветеринарные препараты, клапанные системы, зубопротезные материалы и тому подобное. По концентрации предприятий и количеству фармакологических препаратов, которое вырабатываются на заводах-производителях, Харьковский регион является вторым после Киевского, а по ряду групп – первым. Продукция Харьковских заводов по ассортименту препаратов представляет около 30% медикаментов, которые вырабатываются на Украине, а по некоторым видам продукции (вакцины, сыворотки) – единственное отечественное предприятие.
Ведущее место среди предприятий пищевой промышленности занимает Харьковская бисквитная фабрика, чья продукция изготовлена по новыми технологиям и отмечается высоким качеством, вкусом и ярким разноцветным оформлением упаковки. Значительным спросом пользуется продукция Харьковского жирового комбината, где, кроме традиционных видов продукции, освоен выпуск дезодорированного масла в расфасовке, качественные характеристики которого лучше импортных аналогов.
Инвестиции в основный капитал города в минувшем году составляли 350,2 млн. грн., в том числе 57,1 млн. грн. (или 16,3% от общего объема) – в жилищное строительство. За 9 последних лет жилищное строительство в городе сократилось более, чем в три раза. По данным статистики, Харьков находится на 10 месте среди областных центров страны по величине капитальных вложений в экономику города. Удельный вес инвестиций в основный капитал за счет средств Государственного бюджета по Харькову в 1999 г. составил 0,5%.
Недостаток местных средств предопределил сокращение объемов и замедление темпов строительства объектов социальной сферы. За последние годы введен в эксплуатацию комплекс на Салтовке пристроек к средней школе № 172 (актовый и гимнастический залы, 1996 г., плавательный бассейн с гимнастическим залом, 1998 г.); к средней школе № 10 на Кузнечной (хореографический и спортивный залы, 1996 г.).
Благодаря удобному географическому положению город в течение столетий наращивал экономическую мощь и развивал транспортную систему коммуникаций. На сегодня в городе расположены три больших железнодорожных вокзала, международный аэропорт и пять автобусных станций, через которые проходит транспортная связь с населенными пунктами Украины, ближнего и далекого зарубежья.
Высокая концентрация научных и учебных заведений в городе оказывает содействие дальнейшему распространению знаний и использованию их на всех направлениях деятельности человека. Харьковские научные школы фундаментальных исследований – ведущие в областях физики твердого тела, криобиологии и криомедицины, производства кристаллов, физики низких температур, генетики и селекции широко известные миру.
Подготовку свыше 180 тысяч будущих специалистов в различных областях знаний осуществляют 69 высших учебных заведений всех уровней аккредитации, среди которых 7 академий, 14 университетов и 14 институтов.
Харьков – большой культурный центр Украины. В городе работают 6 театров, филармония, кино-концертные залы, цирк, много музеев и библиотек (фонды Государственной научной библиотеки им.В.Короленко содержат свыше 6,5 млн. книг).
Значительный интерес представляют памятники технической мысли старейшая в Украине обсерватория и др.
По числу памятников, памятников искусства, другим достопримечательностям Харьков занимает второе после Киева место в Украине, в его музеях хранятся сотни тысяч документальных материалов прошлого, в том числе уникальные, имеющие общенациональное значение.

 

При подготовке статьи использовался материал сайта www.city.kharkov.ua/