Погода в Украине

 
Locations of visitors to this page

Человек ближе всего к совершенству в те моменты, когда он заполняет анкету при поступлении на работу.

Медицинские и социальные аспекты проблемы детского травматизма
Написав Т.Л. Цехмистро. Ж.Г. Плохих; г. Харьков   

аВ последние годы в структуре заболеваний и причин смерти у детей возрос удельный вес летальности от травматизма.
При этом произошли изменения и в характере травмы. Увеличился процент тяжелых повреждений, осложненных шоком, кровотечением, чаще стала встречаться политравма, которая характеризуется

длительной реабилитацией и социальной адаптацией, высокой инвалидностью (30%) и летальностью (16% - 20%).
Проблема травматизма среди детей привлекает к себе внимание в большинстве развитых стран, поскольку от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний.
По данным литературы уровень травматизма в Украине превышает европейский в 2 раза. Травматизм в г. Киеве – третья причина смерти его жителей.
В настоящем сообщении представлены результаты медицинского анализа детского травматизма, проведенного по материалам Харьковской ССМП за 1999-2002 годы.
В г. Харькове, где имеет место снижение детской популяции, по данным Харьковской станции скорой медицинской помощи (ХССМП), зарегистрирован рост обращаемости детского населения по поводу различных травм в 3 раза: 1999 год – 38 обращений на 1000 детского населения, 2000 год – 78, 2001 год – 84, 2002 год – 115..
В общей структуре травматизма по данным ХССМП на долю детского населения приходилось 10,9% в 1999 году, 14,5% в 2000 году, 13,4% в 2001 году и 14,0% в 2002 году.
Травматизм юных харьковчан стал серьезной социально-экономической проблемой, связанной, прежде всего, с возросшим уровнем урбанизации: увеличением высотности зданий, скорости и плотности транспортных потоков.
По данным службы скорой помощи, число травм, нуждающихся в доставке в стационар для диагностики и лечения, увеличилось на 17%.
Поводом для госпитализации среди несчастных случаев являлись скелетная травма – 95%, повреждения органов брюшной полости и грудной клетки – 100%, ЧМТ – 95%, повреждение мягких тканей – 84%.
Основной поток пострадавших доставлялся в специализированные стационары (89%) и травматологические пункты (11%).
В структуре детского травматизма в нашем городе первое место занимает уличный травматизм (49,8%), который возрос за анализируемый период на 12%. Согласно проведенному анализу, повод к вызову звучал: ДТП, катотравма, избиение, падение с высоты менее 1,5 м (падение в канализационные люки, ямы, с дерева, лестницы, качели и др.).
На втором месте находятся травмы, полученные в быту (39,2%). Данный вид травм за последние 4 года увеличился на 9%.
Бытовой травматизм связан с падением крупногабаритных домашних предметов (телевизор, холодильник, комод, шкаф, двери) и страшен тем, что происходит в самом, казалось бы, безопасном месте – дома.
Третье место принадлежит школьному травматизму (3,3%),который вырос в 2 раза за анализируемый период.
Дорожно-транспортный травматизм занимает четвертое место (3,1%), хотя тенденция к росту пострадавших детей в ДТП ярко выражена, прирост за анализируемый период составил 20% (1999 год – 26,9, 2000 год – 35,1, 2001 год – 41,4 и 2002 год – 46,8).
На пятом месте находится криминальная травма (2,85%), напрямую связанная с состоянием современного общества: выраженная агрессивность и социальный негативизм значительной части населения, рост детской беспризорности и др..
Спортивный травматизм встречался в 1,2% случаев.
Согласно проведенному анализу, 70% травм дети получили во второй половине дня. Наиболее опасным является вечернее время с 16 часов до 21 часа.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что ребенок в условиях современного общества с момента рождения находится в окружении травмоопасных ситуаций. Чем младше ребенок, тем выше личная ответственность взрослых за предупреждение возможных повреждений его здоровья.
Детский травматизм имеет ярко выраженную сезонность. Возрастающая двигательная активность детей после зимы происходит в апреле (11,1%), максимальное количество вызовов по поводу травм отмечено в мае-июне (до 33,0%). Это объясняется тем, что дети, свободные от школьных уроков не могут приспособиться к новой обс-тановке (поездки за город, каникулы в деревне и др. причины).
Второй всплеск детского травматизма приходится на август-сентябрь (до 29%), что связано с возвращением детей в город после летнего отдыха, где они сразу попадают в условия повышенной опасности, не имея возможности для быстрой адаптации (автомобильные потоки, лестницы, лифты, люки и т.д.).
При анализе детского дорожного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте (12%) и сентябре (14%). «Пик аварийности» в течение суток приходится на период с 17 до 22 часов (больше 30%).
В последние годы отмечена довольно устойчивая тенденция от 20 до 28% к росту абсолютного числа пострадавших детей, при том, что численность детского населения в городе снижается. При этом необходимо отметить увеличение количества тяжелых травм. Учитывая динамику детского травматизма, увеличение транспортных потоков, изменений в организации досуга детей в последнее десятилетие, можно прогнозировать рост числа пострадавших в ДТП в пределах 3-8 процентов ежегодно.
Из детей, пострадавших в ДТП и госпитализированных в стационар, 85,6% были пешеходами, три четверти из них травмированы легковыми автомобилями и грузовым транспортом, остальные автобусами и троллейбусами, единственный случай трамвай. Пассажирами потерпевших аварию автомобилей были дети в 14,1%.
У пострадавших превалировали закрытые сочетанные травмы головы и опорно-двигательного аппарата. Более 90% пострадавших детей доставлены с места происшествия бригадами СМП в отделение политравмы ХГКБСНП. Остальные дети доставлялись попутным транспортом, в связи с чем, первая медицинская помощь не оказывалась или была оказана в неполном объеме.
Из приведенного анализа следует, что 27% пострадавших получили сочетанную травму, 44,9% – черепно-мозговую травму различной степени тяжести и 21,3% – повреждения опорно-двигательного аппарата.
На догоспитальном этапе удовлетворительное состояние у травмированных детей отмечалось у 60%. В основном это были ушибы мягких тканей головы, сотрясение головного мозга, ушибы опорно-двигательного аппарата. Средняя степень тяжести состояния была установлена у 33% пострадавших детей. В основном у них наблюдались черепно-мозговая травма и повреждения опорно-двигательной системы. В тяжелом состоянии находились 7% детей, что было особенно характерно для сочетанной травмы.
Необходимо отметить, что оценка тяжести состояния пострадавших при поступлении в стационар существенно различалась с результатами обследований на догоспитальном этапе. Среди пострадавших со средней тяжестью было госпитализировано 61,2% детей, с тяжелым течением 20,2% детей. По нашему мнению, существует два возможных варианта объяснения представленных полученных данных госпитализированных больных в зависимости от тяжести состояния. Возможно, что у части больных тяжесть состояния усугубилась в процессе эвакуации, нельзя также исключить определенной недооценки имеющихся повреждений на догоспитальном этапе. Лечение на догоспитальном этапе было проведено в полном объеме в 82,4% пост-радавших.
Наиболее часто сокращение необходимого объема медицинской помощи выявлялось в части инфузионной терапии, обезболивании и иммобилизации. По нашему мнению, в основе необоснованного отказа от выполнения необходимых мероприятий лежат, наряду с диагностическими ошибками, несовершенство и недостаточность табель-ного оснащения бригад скорой помощи.
На догоспитальном этапе только 6% детей обеспечивалось специализированной помощью, эвакуация в 70% осуществлялась линейны ми врачебными бригадами и в 24 – фельдшерскими.
Наиболее многочисленными диагностическими ошибками на догоспитальном этапе явились нераспознанные плевральные осложнения при закрытой травме груди, внутрибрюшное кровотечение, переломы костей таза, внутричерепные гематомы.
Проведенный анализ выявил следующие изменения:
- повреждения внутренних органов выросли в два раза (1999 г. – 1,9%, 2002 г. – 3,8%);
- травматическая ампутация конечностей возросла в 3 раза;
- отмечается снижение обращений по поводу ран на 4% и размозжений – 3,3%
- основная часть пострадавших детей доставлена в стационар с подозрением на черепно-мозговую травму. Динамика данного показателя имеет тенденцию к росту (1999 г. – 35,7%, 2002 г. – 50,8%). В настоящее время данный вид повреждения в детском возрасте занимает первое место в структуре тяжелых последствий у выздоровевших детей;
- изолированная ЧМТ более чем в 2/3 случаев обусловлена бытовым травматизмом, сочетанная ЧМТ преимущественно связана с автодорожными происшествиями и падением с высоты.
Причины и механогенез возникновения травм у детей, характер повреждений, их течение и исходы во многом отличаются от травм взрослых, поэтому лечение пострадавших детей и организация профилактических мероприятий требуют иного подхода.
Частота различных повреждений у детей и локализация травм у пострадавших представлены в таблицах 1 и 2.

Табл. 1

Локализация травм пострадавших детей при различных видах травматизма по данным Харьковской ССМП

Табл.1

Табл. 2

Частота различных видов повреждений у детей по данным Харьковской ССМП

Табл.2

 

Выводы.
1. С целью эффективного решения проблемы детского травматизма целесообразно создание межведомственного организационно-методического центра или комиссии, основной функцией которого явилась бы координация работы по снижению тяжести медицинских последствий дорожно-траспортных происшествий. Без целенаправленного учета и разностороннего анализа (медицинского, технического, социального и др.) каждого случая ДТП, в котором пострадали дети, нельзя надеяться на снижение числа несчастных случаев на автодорогах.
2. Необходимо вернуться к традиционным мерам профилактики (лекции для родителей, основы безопасности движения в виде месячников, проводимых среди школьников перед началом и после летних каникул), обязать педиатров и семейных врачей при посещении на дому, обращать внимание родителей на травмобезопасную обстановку в квартире.
3. Разработать новые, эффективные в современных конкретных условиях организации транспортные потоки, выделить полосу на основных магистралях города для специализированного санитарного и спасательного транспорта с целью более быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения.
4. Создать с помощью педагогов и социальных психологов системы прогнозирования травмоопасных ситуаций. Наиболее эффективным профилактическим средством против детского травматизма является развитие у ребенка способности прогнозировать травмоопасные ситуации и выработать умение правильного поведения на дорогах. Обучать детей в школе основам безопасной жизнедеятельности.